«ЗЕМЛЯ ЗДЕСЬ НАМОЛЕННАЯ…»

Общество

«Село Брагино-Селец, состоящее во втором благочинническом округе Речицкого уезда, расположено при реке Брагинке и дороге, соединяющей между собою местечки: Лоев, Брагин и Любеч Черниговской губернии. От губернского города отстоит в 380, от уездного в 75, от почтовой станции (в Лоеве) в 40 и от Либаво-Роменской железной дороги (в Гомеле) в 100 вёрстах…


В районе сего прихода были два монастыря: мужской – Преображенский и женский – Благовещенский. Основаны они были в 1609 году князьями Вишневецкими; на поддержание их фундаторами были выданы две деревни с крепостным населением в 109 душ обоего пола, мельницею, рыбною ловлею и другими угодиями. До 1726 года монастыри сии пребывали в православии, около же сего года совращены насилием базилиан в унию, из которой во время общего возсаоединения возвращены снова православию, а в 1844 году упразднены, в том же году вместо двух монастырских церквей оставлена приходскою только одна».


В этом году Спасо-Преображенскому приходу в деревне Селец исполняется 400 лет. История свидетельствует: служение в церкви практически не прекращалось при любых катаклизмах и войнах. Только в 1934  церковь была закрыта, а в 1935 разграблена и приспособлена под клуб. Во время Великой Отечественной войны богослужения возобновились, но в 1947 году здание снова забрали под клуб, а общине верующих передали помещение ныне действующей церкви. «Эта церковь построена из хат раскулаченных людей. На её месте было селище Петра Левковича Бута… А пристройка была сделана из хаты Михаила Фёдоровича Журава, тоже раскулаченного…» (из воспоминаний Евгении Семёновны Ходат).


Даже во времена хрущёвских гонений храм не закрывался. Здесь находится чудотворная икона Преображения Господня и Казанский образ Пресвятой Богородицы (написан на оборотной стороне).


«Храм здесь намоленный. И земля намоленная…», — отметил недавно приступивший к своим обязанностям настоятель храма,  иеромонах Марк.
Встретили его прихожане с радостью. Как могли, отремонтировали и обставили для него домик, выделенный сельским Советом, сделали косметический ремонт внутри церкви.


Сейчас отец Марк с прихожанами заняты внешним видом здания:  обновили покраску, собираются ремонтировать забор. Чувствуется, что настоятель и прихожане нашли общий язык. «Хорошие здесь люди. Хочется сделать для них как можно больше». В совместных планах — открытие воскресной школы. А ещё хочет отец Марк  перевезти в Селец пианино (в своё время он закончил музыкальный колледж имени Соколовского в Гомеле).
Во вторник, 21 июля, здесь пройдёт крестный ход  с представителями духовенства.


Из даровальной  грамоты  князей  Вишневецких от 29 июля 1609  года:


«…ибо мы хотели бы, чтобы слава милого Бога во веки веков укреплялась, тем больше расцветала и по всем концам света множилась и на этой низкой земле беспрестанно расширялась. Во славу, во имя Его святого заложивши, уфундушевали и построили в имении нашем Брагинском в Сельце церковь Святого Спаса, которой во сла¬ву Божию ещё придали монастырь чернецкий мужской, лишь бы там уставная служба Божия велась и святая его слава не кончалась…. А что касаемо пожертвований наших во славу Божию, то чтобы в церкви и монастыре порядок был и сим листом позволяем, чтобы всегда чернецы, вся братия, в нём проживающая, сами согласно избирали старшего пресвитера архимандрита, человека доброго, веры годного, в научении и во славе Божием уместного, который бы в вере крепко следовал против фальшивых сек¬тантских проповедников Святого письма и веры древней греческой, и учением своим людям правдивую веру показывал…


Если бы при церкви Святого Спаса в монастыре Брагинском в Сельце, как между старшими, так и меньшими богомольцами-чернецами, в какое время имело отступление от издавна существующей Христианской греческой веры, вопреки письму этому…, я, предупреждая того, могу и должен буду таковых карать, отлучая от церкви Святого Спаса, не терпя таковых в том монастыре нашем. Также не могут они таковых к себе принимать. А если бы по смерти нашей потомки наши, отступившие от веры христианской греческой, хотели службу Божию в той церкви и монастыре рушить и портить, тогда пусть на них падёт клятва святых отцов и моя родительская…. Но мы-то те¬перь, как при ЖИЗНИ, так и после смерти нашей, верига в силу и защиту перед Господом Богом, а также подаём и пору¬чаем свя тому патриарху Константинопольскому и иному, который в кои времена патриархом будет, то защищали бы церковь Святого Спаса и её монастырь и стремились бы, чтобы уставная служба Божия в них во все времена не была порушена…


А ещё мы, выше поменённые особы, в той же местности Брагинской неподалёку от того же монастыря в Сельце, построили ещё монастырь женский и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, кото¬рый настоящим письмом нашим присоединяем к церкви Святого Спаса. И так же пресвитер архимандрит и вся братия монастыря Святого Спаса со всех доходов, от нас наданных всей братии, во всём третья часть должна быть».


Г. ШЕВЧЕНКО



Добавить комментарий