РАБОТУ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН – НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Территория закона

30 июня 2011 года состоялось заключительное заседание шестой сессии Совета Республики. Один из утверждённых на ней сенаторами законопроектов – направленный на совершенствование работы с обращениями граждан проект Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». В его активном обсуждении принял участие и член Совета Республики Национального  собрания  Республики  Беларусь  Виктор Аверин.  Сегодня ему  адресованы  вопросы по данной теме.


– Виктор Сергеевич, скажите, с какой целью белорусские депутаты голосовали за данный законопроект?


– Это делалось исключительно в целях защиты прав граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их законных интересов при обращении в государственные органы и другие организации.


– В настоящее время действует Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан», принятый ещё в 1996 году. Он практически до настоящего времени не корректировался.


– Да, это так. Отмечу, что от работы с обращениями граждан напрямую зависит стабильность государства, благополучие людей. В нынешнем проекте Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» предусмотрены значительные изменения, он состоит из 5 глав, в то время как в принятом законе в 1996 году их три.


В новом документе учтены практические наработки во всех регионах Беларуси, проведено согласование со всеми заинтересованными структурами.


– Ясно, что добавление глав в законопроект подразумевает некие новшества. Виктор Сергеевич, расскажите о них.


– Правильно, они есть. Помимо предусмотренных действующим законодательством письменной и устной формы обращений, проектом закона вводится новая форма обращений – электронная. Поскольку у большинства государственных органов, иных организаций  имеются официальные Интернет-сайты, электронные адреса, граждане смогут обратиться к ним в оперативном порядке.


Одним из нововведений проекта закона в части организации личного приёма явилось предоставление права по решению руководителя госоргана, организации применять при осуществлении личного приёма технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъёмку). Это возможно при условии, что заявитель будет уведомлён о применении технических средств до начала приёма. 


Данная норма направлена как на защиту прав граждан, так и интересов госорганов, организаций, поскольку позволит исключить бездоказательные ссылки на имевшиеся злоупотребления в ходе проведения личного приёма должностными лицами.


Кроме того, в действующем законе нет ответа на нерешённый вопрос о том, что делать с благодарностями граждан, оставленными в книгах замечаний, и предложениями, содержащимися в их письмах в адрес организаций и должностных лиц: то ли принимать их к сведению, то ли благодарить в ответ. Законопроектом же предусматривается, что благодарности будут приниматься к сведению.


– Учли ли депутаты в проекте закона предоставление права заявителю отозвать своё обращение в любое время до рассмотрения обращения по существу?


– Да, законодательно такое право заявителя закреплено.


– А какой порядок рассмотрения повторных обращений? Ведь не секрет, что заявителя может не удовлетворять ответ, и он будет вновь и вновь обращаться с тем же вопросом.


– В соответствии с новым проектом закона, после прекращения официальной переписки заявитель может не ждать ответа до тех пор, пока в его обращении не появится новая информация.


Установлена процедура обжалования ответов, а также более чётко урегулирован вопрос о расходах, связанных с рассмотрением обращений. В частности, предусмотрена возможность взыскания с заявителей в судебном порядке расходов, понесённых организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений от одного и того же заявителя.


– А могут ли обращения быть рассмотрены с выездом на место?


– Да, это касается коллективных обращений (30 и более человек), они будут рассматриваться с выездом на место.


– Виктор Сергеевич, разъясните, какое требование предъявляется при подаче обращения относительно языка изложения сути вопроса.


– Одним из требований, предъявляемых к обращениям, является их подача на одном из государственных языков: белорусском или русском. Это обусловлено, в первую очередь, гарантированным Конституцией Республики Беларусь правом граждан Республики Беларусь пользоваться одним из национальных языков. Одновременно законопроектом предусматривается, что письменные ответы на письменные обращения излагаются на языке обращения. Данная норма вводится в целях обеспечения права каждого гражданина на самоопределение, в том числе посредством употребления только белорусского языка.


В дополнение здесь хочу отметить, что новый законопроект ещё раз подчёркивает необходимость граждан полностью указывать в своих обращениях свои координаты, а также имя, фамилию и отчество.


В общем, уверен, что принятие проекта Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» будет способствовать повышению качества работы с обращениями граждан и юридических лиц, а также более эффективной реализации ими своих прав.


Записала  Ирина ЛУКАШЕНКО



Добавить комментарий