Из глубины веков. Как деревня Алексеевка получила своё название

Грамадства Позиция Валентины Бельченко

Скорее всего, строительство именно этой церкви стало основанием для переименования деревни.

Передо мной – очередной источник информации, погружающий вглубь веков. Новыми интересными сведениями из прошлого поделился иерей Ростислав Бондаренко, и на этот раз речь пойдёт ещё об одной деревне нашего района – Алексеевке. Кстати, до 1914 года именовавшейся Тютьки, о чём свидетельствуют официальные документы, сохранившиеся в Национальном историческом архиве Беларуси. Но такое название, увы, было у сельчан не в почёте. Вот и решили они ходатайствовать перед земским начальником Брагинского участка Речицкого уезда Минской губернии о переименовании своего населённого пункта.

Сначала провели сельский сход. Собрал крестьян деревни Тютьки Кривчанского сельского общества местный староста Федот Хоменок. Количество присутствующих – 54 человека из 58 «домохозяевъ, имѣющихъ по закону право голоса на сходѣ». Все выразили желание возбудить ходатайство о переименовании Тютьков: название должно быть достойное – в честь наследника российского престола, сына Николая II. А действовать от имени крестьян и подавать документы по делу доверили вышеназванному Федоту Хоменку и Никифору Кравченко. Всё это зафиксировано в приговоре Кривчанского сельского схода, который датируется 22 декабря 1913 года.

Таким образом, было подготовлено и направлено земскому начальнику соответствующее прошение. Объяснялась и причина: деревня, в которой красуется храм Господень, должна носить громкое, а не такое позорное название. И к тому же наличие церкви является основанием придать ей статус села.

В поданном прошении, в частности, отмечалось, что по почину местных крестьян «на Тютьковской собственной землѣ с помощью правительства и крестьянъ другихъ деревень построена церковь, которая въ настоящее время совершенно готова и освящена». Но поскольку деревня Тютьки принадлежит Кривчанскому сельскому обществу, статуса села она, в отличие от Кривчи, не имеет. Хотя последняя находится на расстоянии версты от Тютьков и, соответственно, от церкви.

Более того, владение землёй производится по отдельному акту и плану. И вообще, «тютьковцы съ кривчанами ничего общаго не имѣют». А название деревни, о которой идёт речь, по мнению её жителей, «какъ бы сопряжено съ именемъ животнаго», и все мирились с этим «позорнымъ именемъ», пока здесь не было храма.

Сейчас же, когда он возведён, всё население прихода, а это около 5000 душ, желает переименовать деревню Тютьки в село Алексеево – «въ честь рожденія Наслѣдника Цесаревича».

Заканчивалось прошение словами, что крестьяне и их потомки будут таким названием села гордиться. И к тому же оно оставит вечную память о великом русском человеке.

С левой стороны документа – печать с входящим номером и датой получения прошения земским начальником: 1 июня 1914 года. А дальше оно последовало для распоряжения губернатору, по поручению которого дело рассматривалось в Минском губернском присутствии. Происходило это, как зафиксировано в журнале по распорядительному отделению, в августе 1914-го. Кроме того, вопрос требовалось согласовать с Министерством внутренних дел, что было сделано в октябре.

Препятствий к удовлетворению ходатайства крестьян не увидели. Соответственно, к концу года Тютьки переименовали в село Алексеево.

Упоминается, кстати, первое название деревни и в книге «Память. Брагинский район»: в 1816 году в Тютьках насчитывалось 14 хозяйств, 29 душ мужского и 30 душ женского населения. Согласно переписи 1897 года – 40 дворов и 308 жителей, работали ветряная мельница, питейное заведение. А в архиве сохранились и более ранние сведения: результаты всеобщей ревизии, охватившей наши территории после включения их в состав Российской империи. Имеется в виду перепись 1795 года, в соответствии с которой в Тютьках было девять дворов и проживали 38 мужчин и 32 женщины.

Сегодня это – деревня Алексеевка. Произносить можно смело, уверенно и без стеснения, не ожидая от кого-то насмешек. Так что благодарить за «смену вывески» сегодняшние местные жители должны своих инициативных предков, не пожелавших мириться с таким неблагозвучием – быть тютьковцами.

Валентина БЕЛЬЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *