КАЧЕСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ – ЗНАК КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Общество

Все мы изо дня в день совершаем покупки, выступаем в роли заказчиков разного рода услуг и работ. И при этом не всегда задумываемся, что постоянно находимся в зоне потребительского риска. Вспомните: в магазине отказались обменять явно бракованную вещь, автосервис просрочил ремонт автомобиля, продавец не предъявил чек… Или подобное с вами не случалось?


Попробуем разобраться, на что имеет право потребитель и  как не оказаться обманутым, не  столкнуться с несправедливостью, оградить себя от неприятностей.


При приобретении товара



  • Внимательно ознакомьтесь с информацией о нём (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.), которая должна быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках.

При приобретении товара вы имеете право на ознакомление с документами продавца, подтверждающими его наименование и право на занятие деятельностью.


У лица, которое непосредственно подписывает договор от имени продавца, также желательно попросить документы, подтверждающие его полномочия, и проследить, чтобы сведения о нём были внесены в договор.



  • Всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара. Их должны выдавать все без исключения продавцы (и предприниматели на рынках в том числе!).

Предъявить претензию по некачественному товару вы можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и т.д.).


При отсутствии доказательств продавец может оспорить факт приобретения у него товара.



  • Качественный непродовольственный товар можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если вы обнаружили, что он вам не подходит.

Данные требования подлежат удовлетворению, если:



  • товар не был в употреблении;
  • сохранены его потребительские свойства;
  • имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Однако следует принять к сведению, что есть перечень качественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату (утверждён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 года №778). К ним относятся, к примеру, бижутерия, мебельные гарнитуры и наборы, парфюмерно-косметические товары, бельё и т.д.


Не подлежат обмену и возврату также качественные продовольственные товары.


Требование потребителя о возврате денежных средств за качественный товар должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно, максимальный срок – 7 дней. За нарушение данного срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара, установленной на день его реализации.


Если вы приобрели некачественный товар, то вправе потребовать по своему выбору:



  • замену на качественный товар;
  • безвозмездный ремонт;
  • уменьшение покупной цены;
  • возврат денег.

Обоснованные требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно, максимальный срок – 7 дней при заявлении требований:



  • об уменьшении покупной цены товара;
  • о возмещении расходов по ремонту товара;
  • о возврате денег.

Максимальный срок – 14 дней при заявлении требований:



  • о безвозмездном ремонте;
  • при необходимости проведения экспертизы.

Максимальный срок – месяц при заявлении требований о замене недоброкачественного товара другим, надлежащего качества.


Обратите внимание: потребитель имеет право на возмещение в полном объёме убытков, вреда, причинённых вследствие недостатков товара. Причём удовлетворение данных требований подлежит в течение недели со дня подтверждения размера убытков. Продавец, допустивший нарушение сроков, уплачивает покупателю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.



  • Возврат денег за некачественный товар (даже если он технически сложный или дорогостоящий) вы можете потребовать в любом случае. Однако есть перечень технически сложных товаров, замену которых можно требовать только при наличии в них существенных недостатков.

Если вы приобрели некачественный товар, то вправе предъявить претензию:



  • продавцу;
  • изготовителю;
  • поставщику, представителю, если продавца нет (банкротство, прекратил деятельность, у потребителя отсутствуют достоверные данные о продавце, местонахождение изготовителя за пределами Республики Беларусь);
  • ремонтной организации (по вопросу ремонта).

Вы можете написать заявление (желательно в 2-х экземплярах, на вашем принявший должен поставить дату принятия и расписаться) либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена по первому требованию.



  • Потребитель вправе предъявить претензии к продавцу по качеству товара в течение двух лет с момента его приобретения, а если гарантийный срок более двух лет – в течение гарантийного срока. К изготовителю можно обращаться в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение 10 лет.

 



  • Потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества без потребительской тары (упаковки).

При выполненииработы, оказании услуги



  • Ознакомьтесь с информацией о работе (услуге) (в документации, прилагаемой к работам (услугам), этикетках или иным способом). Она должна быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках.

 



  • Внимательно читайте договор, когда заказываете какую-либо работу (услугу). Если его условия противоречат требованиям законодательства – они ничтожны.

Но…


Многие условия об услуге не регулируются законодательством, а определяются по соглашению сторон (например, сроки выполнения работы, исполнения услуги, потребительские характеристики результата).



  • Ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что вы согласились со всеми его условиями.

 



  • Всегда просите исполнителя предоставить вам документы, подтверждающие его наименование и право занятия этой деятельностью. У лица, которое непосредственно подписывает договор от имени исполнителя, также желательно попросить документы, подтверждающие его полномочия, и проследить, чтобы сведения о нём были внесены в договор.

 



  • Всегда берите документы, подтверждающие факт выполнения работы, оказания услуги.

Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный договором. Если он это нарушил, потребитель вправе:



  • назначить исполнителю новый срок;
  • получить выполнение работы (оказание услуги) другим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения нанесённых расходов;
  • потребовать соразмерного уменьшения установленной цены;
  • расторгнуть договор.

В случае нарушения установленных сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены выполнения работы (оказания услуги).


Если работа (услуга) выполнена некачественно, вы вправе потребовать по своему выбору:



  • безвозмездного устранения недостатков выполненного;
  • соразмерного уменьшения цены;
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества;
  • повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно;
  • возмещения понесённых расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами;
  • расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы.

Обоснованные требования потребителей должны быть удовлетворены исполнителем в течение:



  • 14 дней – об устранении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), если более длительный срок не оговорён соглашением сторон;
  • 7 дней – о соразмерном уменьшении цены за выполненное, о возмещении расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, а также о расторжении договора;
  • в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги) – о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала или о повторном выполнении работы (оказании услуги).

За нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены выполнения работы (оказания услуги).



  • Когда вы принимаете работу или услугу (например, химчистки, парикмахерской и т.д.) и в ней есть явные недостатки, о них следует заявить сразу.

Если работа выполнена (услуга оказана) некачественно, вы должны сначала обратиться к исполнителю. Можно написать заявление (желательно в 2-х экземплярах, на вашем принявший должен поставить дату принятия и  расписаться) либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений.



  • Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненного, если они обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен – в пределах двух лет со дня принятия работы (услуги) или трёх лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе.

Гарантийный срок исчисляется с момента передачи результата работы потребителю (окончания оказания услуги).


Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), исполнитель не ответили или не удовлетворили ваше требование – обращайтесь в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей либо суд.


Государственные органы по защите прав потребителей:



  • Министерство торговли Республики Беларусь – республиканский орган по защите прав потребителей;
  • уполномоченные по защите прав потребителей местных исполнительных и распорядительных органов.



Пакінуць адказ