ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Общество

Основополагающим документом, регулирующим права потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг, является Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 года «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».


В данном нормативно-правовом акте чётко определены основные понятия сферы ЖКХ. Он, своего рода, является хорошим справочником, как для потребителя услуг ЖКХ, так и для тех, кто их предоставляет. В нашем районе такие услуги оказывает коммунальное жилищное унитарное предприятие «Брагинское».
Какие основные понятия в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) сформулированы в Законе? В статье 1 впервые определён сам термин «жилищно-коммунальные услуги».


ЖКУ – это деятельность, направленная на поддержание, восстановление надлежащего санитарного, технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории. Здесь же говорится о том, что ЖКУ должны быть качественными, т.е. способными удовлетворить потребности жильцов в функциональной пригодности, надёжности жилья, безопасности условий проживания. Недостатком ЖКУ признаётся их несоответствие техническим нормативным правовым актам (ГОСТам, строительным правилам и нормам и т.п), условиям договора на оказание ЖКУ.


В соответствии со статьёй 6 Закона потребитель имеет право на:



  • удовлетворение потребностей в ЖКУ;

  • безопасность ЖКУ;

  • информацию об исполнителе и оказываемых им услугам;

  • просвещение исполнителя в области защиты прав потребителей ЖКУ;

  • надлежащее качество ЖКУ;

  • возмещение убытков, вреда, причинённых жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания ЖКУ либо оказания их с недостатками;
    государственную, включая судебную, защиту своих интересов.

КАКИЕ ВИДЫ УСЛУГ ПРЕДУСМАТРИВАЮТСЯ?


Закон выделяет основные и дополнительные ЖКУ. Основные оказываются в обязательном порядке. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009г. №99 установлены следующие основные жилищно-коммунальные услуги:



  • техническое обслуживание многоквартирного дома;

  • холодное и горячее водоснабжение;

  • водоотведение и канализация;

  • централизованное газоснабжение;

  • электроснабжение;

  • централизованное теплоснабжение;

  • пользование лифтом;

  • вывоз и обезвреживание твёрдых бытовых отходов.

Определено в статье 4 Закона и понятие «техническое обслуживание». Оно включает эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, уход за зелёными насаждениями.


ЧТО ТАКОЕ ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ЖКУ?


Газо-, электро- и теплоснабжение осуществляются на основании самостоятельных договоров. Всё остальные услуги — в соответствии с договором на оказание ЖКУ (ст. 13). Данный договор будет типовым, что позволит защитить интересы потребителя от произвольного установления исполнителем условий договора.


Необходимо включать в договор пункт о сроке, в течение которого исполнитель должен оказать услугу.


ВОЗМОЖНЫ ЛИ ПЕРЕРЫВЫ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ?


Возможны, но при наличии следующих оснований (статья 16):



  • проведение плановых или по заявках жильцов ремонтных и профилактических работ;

  • наступление межотопительного периода;

  • наличие задолженности по оплате коммунальных услуг;

  • при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий.

В случае планируемого перерыва в оказании коммунальных услуг вам должны сообщить об этом не позднее, чем за 3 дня до начала перерыва. В сообщении указываются причина и срок перерыва. Также в этом случае должен быть произведён перерасчёт оплаты за оказание услуг.


Исполнитель обязан (статья 17):



  • обеспечивать своевременное и качественное предоставление ЖКУ;

  • рассматривать требования потребителей в связи с неоказанием ЖКУ либо оказанием их с недостатками, вести их учёт;

  • своевременно и за свой счёт выполнять работы по устранению выявленных недостатков ЖКУ, которые возникли по его вине.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ НЕ ОКАЗАЛИ ЖКУ ИЛИ ВЫ НЕУДОВЛЕТВОРЕНЫ КАЧЕСТВОМ УСЛУГИ?


В этом случае статья 20 Закона предоставляет вам право обратиться напрямую к исполнителю или в аварийно-диспетчерскую службу – письменно или по телефону. Если вы делаете заявку по телефону, вам должны сообщить фамилию и должность лица, принявшего заявку, а также регистрационный номер сообщения.


Прибывший работник исполнителя составляет претензионный акт и при наличии технической возможности с вашего согласия незамедлительно устраняет недостатки. Вы вправе подписать акт со своими оговорками или вообще отказаться от его подписания. В последнем случае работник делает об этом запись в акте. Если сразу устранить недостатки ЖКУ невозможно, то устанавливается приемлемый срок для устранения недостатка, либо вам направляется мотивированный письменный отказ в удовлетворении ваших требований.


В любом случае, недостаток услуги должен быть устранён в течение одного месяца со дня предъявления требования, если иной срок не установлен по соглашению сторон.


КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УСТАНОВЛЕНА ЗАКОНОМ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ?


В случае подтверждения исполнителем неоказания жилищно-коммунальной услуги или оказания её с недостатками потребитель вправе отказаться от такой услуги, требовать возврата платы за оказанную услугу, либо уменьшения размера платы, либо повторного оказания ЖКУ, если  это технически  возможно  (ст.20, части 6-7).


В случае нарушения прав потребителя ЖКУ вы имеете право на возмещение причинённых убытков в полном объёме, включая дополнительные расходы.
Вы имеете право также требовать компенсацию морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда). Размер моральной компенсации определяется судом.


Защиту прав потребителей ЖКУ, в частности, рассмотрение обращений, направление предписаний о прекращении нарушений прав и т.д. осуществляет Министерство торговли (статья 23).


ВЫ ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СУД


Например, если вы требуете произвести текущий ремонт подъезда, вы можете воспользоваться статьёй 6 (предусматривает право на удовлетворение потребностей, надлежащее качество услуг, возмещение убытков и вреда, право на судебную защиту), статьёй 12 (право на надлежащее качество ЖКУ, соответствующее нормативно-правовым стандартам), статьёй 18 (право на своевременное устранение выявленных недостатков, получение в полном объёме и своевременное оказание качественных услуг), статьёй 22 (возмещение убытков и вреда, моральной компенсации).


В общем, изучайте Закон и используйте его при защите своих прав.


Отдел  идеологической работы райисполкома



Пакінуць адказ