По данным статистики, примерно каждый четвёртый автомобилист мог бы остаться жить, если бы в момент аварии был пристёгнут. С целью пропаганды использования ремней безопасности вчера в стране проводился Единый день безопасности дорожного движения под девизом: «Пристегни себя и своих близких!»
Использовать ремни безопасности должен не только водитель, но и пассажиры, даже при непродолжительной поездке. Об этом говорится в пятой главе Правил дорожного движения. На переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего устройства запрещается перевозить детей до двенадцати лет (глава 23). В случае несоблюдения этих требований водитель привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере до одной базовой величины. Протоколы составляются и на пассажиров, нарушивших правила (п. 4 ст. 18.12 КоАП).
В виде исключения от применения ремня безопасности освобождаются:
- водители такси – при движении в населённом пункте;
- пассажиры транспортных средств оперативного назначения (скорой медицинской помощи, аварийной службы и т.п.);
- пассажиры с определенными медицинскими противопоказаниями, установленными Министерством здравоохранения.
ИСТОРИЯ
Первые ремни безопасности появились в конце XIX века. Позднее пионер французской авиации Адольф Пегу продемонстрировал всем их эффективность, без проблем пролетев на своём самолёте вверх ногами. Во время Второй мировой войны авиация внедряет ремни безопасности в массовое производство. Но ещё в 20-е годы многие американские врачи пытались доказать результативность использования ремней, однако общественность к ним не прислушалась.
Первопроходцами же в этой технологии стали шведы. Представленный в Нью-Йоркском автосалоне в 1958 году автомобиль «Saab GT750» уже в базовой комплектации шёл с установленными ремнями, с 1959-го они стали появляться в «Volvo». Позднее в США был принят закон, регулирующий использование ремней безопасности. В 1975 году подобное постановление приняли в Советском Союзе.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Современные ремни безопасности действуют по одной проверенной временем технологии. Схема блокировки проста: при столкновении с препятствием тело пассажира по инерции продолжает двигаться вперёд, но в этот момент ремень «замирает», фиксируя пассажира в сиденье.
СТАТИСТИКА
Для пристёгнутых ремнём безопасности возможность погибнуть во время фронтального столкновения уменьшается в 2,3 раза, в 9 раз снижается вероятность получения тяжёлых или смертельных ранений головы пассажирами, находящимися на передних сиденьях. Не пристёгнутые люди могут погибнуть даже в момент относительно слабых столкновений.
А. ХМЕЛЕНОК,
начальник отделения ГАИ Брагинского РОВД