ПУТЬ РАЗУМНЫЙ ВЫБИРАЙ

Праздники и будни

Здоровье – еще не всё, но без здоровья всё – ничто. Рано или поздно эту мудрость принимает каждый из нас. Поэтому завтра, 20 июня, есть хороший повод вспомнить добрым словом людей, чьи золотые руки и чуткие сердца подарили нам уверенность в завтрашнем дне, поставили на ноги, быть может уже потерявших надежду на исцеление, родных и близких, вернули радость в семьи. А если мыслить о значении труда медицинских работников более масштабно, то он во многом определяет положение страны во всевозможных мировых рейтингах. Ведь рождаемость и смертность, распространённость инфекционных заболеваний, уровень развития системы здравоохранения не менее показательны, чем прирост ВВП или котируемость национальной валюты.


О том, какими заботами и надеждами сегодня живёт коллектив УЗ «Брагинская ЦРБ», рассказывает главный врач И.Е. Киреня.


—Игорь Евгеньевич, есть ли основания встречать День медицинских работников со здоровым оптимизмом?


—Конечно. В нашей работе без оптимизма вообще нельзя, потому как медик призван помогать, поддерживать, возвращать людей к полноценной жизни, вселять надежду на выздоровление. Как здесь без позитива?  Он должен исходить от каждого человека в белом халате – как маяк, позволяющий не сбиться с пути к сохранению своего здоровья.


А в качестве оптимистической ноты хочется привести такие положительные тенденции в районе, как снижение к уровню прошлого года общей смертности на 11% и на 17% — от болезней системы кровообращения. Наблюдается темп роста показателей платных медицинских услуг, энергосбережения. Радует, что не зафиксировано случаев перинатальной, младенческой и материнской смертности, уменьшилось число первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста. Выполняются все социальные стандарты в системе здравоохранения.


По итогам деятельности среди учреждений здравоохранения районов с числом жителей менее 20 тысяч наша ЦРБ в прошлом году заняла почётное второе место.


—Насколько комфортно чувствуют себя, на  Ваш  взгляд,  в  учреждении  сотрудники  и  пациенты?


—Исходя из личных наблюдений и мнения многих коллег, могу без преувеличения заверить: условия для работы в нашей больнице – одни из лучших в области среди ЦРБ. Прекрасные ординаторские с мягкой мебелью, уютные сестринские комнаты, в помощь каждому врачу – компьютерная техника, между стационаром и поликлиникой – локальная сеть… Нигде, пожалуй, так радушно и  тепло, как на Брагинщине, не встречают молодых специалистов: врачам предоставляется благоустроенное жильё, оказывается помощь в транспортировке вещей, решении бытовых проблем. Очевидна заинтересованность местной власти в закреплении кадров в районе. И сегодня уже не так остро, как раньше, стоит проблема штатной укомплектованности: требуются два участковых педиатра и столько же врачей общей практики.


Что же касается оказания медицинских услуг населению, то здесь наш главный принцип – доступность, и в этом плане отрасль делает также заметные шаги вперёд: оснащение современным оборудованием позволяет пациентам всё реже обращаться в областные учреждения, чтобы пройти диагностическое обследование. Все медицинские услуги, гарантируемые государством на минимальном уровне, можно получить на месте.


Свои удобства, думаю, внесли и недавние изменения в режиме работы отделения дневного пребывания, которое сейчас  функционирует в две смены (до 20.00), включая выходные и праздничные дни.


— Поликлиническая и стационарная помощь: что сегодня более востребовано?


—Безусловно, первое: преобладающее большинство пациентов нуждаются не в стационаре, а в обследовании и грамотной консультации врача. Поэтому наиболее эффективной системой является последовательность в оказании первичной медицинской и амбулаторно-поликлинической помощи. Но у нас зачастую бывает иное: сельчанин, минуя фельдшера и врача общей практики, направляется в районную поликлинику, хотя такую же помощь мог бы получить на месте. Первоначальным адресом всё-таки для него должны быть ФАП и АВОП, откуда при необходимости направят в райцентр.  А вот жителям Брагина я бы порекомендовал обращаться к врачам в послеобеденное время, уступив первую половину дня тем, кому нельзя опаздывать к автобусу, чтобы добраться домой.


Иными словами, учитывая важность и первостепенную значимость именно поликлинической помощи, нужно медикам и пациентам идти навстречу друг другу.


—А остаются ли ещё проблемы во взаимоотношениях  «пациент – врач»?


—Они есть. Как показывает практика, стать профессионалом в системе здравоохранения – мало, нужно ещё быть великодушным, чутким и внимательным человеком. Ведь, как известно, не всё зависит от профессиональных навыков: врач должен уметь выслушать, успокоить, убедить, кого-то – подвести за руку к кабинету, где-то – сгладить ситуацию, предотвратить конфликт. В конце концов, проникнуться доверием к пациенту. Да так бывает, чего уж скрывать, не всегда.
Факты невнимательного отношения к людям  ещё не искоренились, и с этим мы должны бороться, потому что никакое мастерство не оправдает  грубости, хамства и прочих пороков, тем более, если речь идёт о медработнике. Такие люди, как правило, рано или поздно из отрасли уходят.


—Любую болезнь, как известно, легче предупредить, чем лечить. Что делается в этом плане?


—Все прекрасно помнят объявленный Президентом Год здоровья, с которого началась всеобщая диспансеризация населения. Тогда многие коллективы учреждений здравоохранения столкнулись с проблемой: как переломить сознание людей и убедить пойти к врачу? У нас, в пастрадавших от аварии на Чернобыльской АЭС районах, с этим было проще: медицинское обследование жителей в целях предупреждения сложных заболеваний предусмотрено с 1986 года, поэтому в данном направлении уже был накоплен определённый опыт. Сегодня же профилактический осмотр врачом, сдача необходимых анализов, другие не менее важные процедуры и исследования  воспринимаются нашими пациентами как норма, и польза от этого — очевидная.


Только разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком здоровье обеспечивает ему долгую и активную жизнь. И если не прилагать никаких усилий к улучшению своего самочувствия, врачи мало помогут.  Ведь давно доказано, что основным фактором, влияющим на здоровье, является образ жизни. И в этом плане — формировании нравственного отношения к своему бесценному достоянию, которое выражается в желании и потребности быть здоровым — нам ещё есть над чем работать.


—Мы беседуем  накануне профессионального праздника, поэтому несколько слов – о коллективе.


—Коллектив наш молодой, перспективный, в нём есть на кого равняться. И в первую очередь хотелось бы отметить работу Угловского фельдшерско-акушерского пункта (Валентина Михайловна Кацубо) и Новоиолчанской амбулатории врача общей практики (Татьяна Владимировна Котлобай), занявших соответственно второе и третье места по качеству медицинского обслуживания населения среди аналогичных учреждений области.


Радует отношение к выбранному делу уроженцев Брагинщины: терапевта Ирины Васильевны Примак, награждённой за плодотворный труд Почётной грамотой управления здравоохранения облисполкома, офтальмолога Светланы Викторовны Подвербной, зубного фельдшера Кристины Алексеевны Огули. Всем им, как никому другому, дороги и близки местные жители, понятны их проблемы, поэтому и подход к работе – с душевной щедростью.


Есть чему поучиться в плане трудоспособности, организованности  и ответственности у главной медицинской сестры Елены Николаевны Любенко, отмеченной за добросовестный труд Почётной грамотой райисполкома, старших медицинских сестёр Людмилы Павловны Бурак, Елены Николаевны Синиченко, Людмилы Алексеевны Бугаёвой. В этом году их имена занесены на Доску почёта УЗ «Брагинская ЦРБ». А на областной появилось имя моего заместителя по медицинской экспертизе и реабилитации Наталии Владимировны Кирени.


Нельзя также не заметить глубокой преданности профессии, старания  и стремления к совершенству терапевта и эндокринолога Василия Николаевича Матараса, заведующего Микуличской амбулаторией Геннадия Сергеевича Трущенко, заведующей Малейковским  ФАПом Татьяны Ивановны Лысенко, медсестры Комаринской участковой больницы Ирины Леонидовны Зыковой.


А в целом, искреннее спасибо за верность призванию, повседневную заботу о людях всему коллективу.


—Что пожелаете коллегам?


—Прежде всего – здоровья. Успехов в делах, стабильности, повышения качества и доступности оказания медицинской помощи. И главное, чтобы у них никогда не пропадало стремление приходить на помощь людям, которые в этом нуждаются, чтобы каждый знал: в его учреждении, на его рабочем месте есть резервы, возможности улучшить работу, сделать её эффективнее.


Пусть коллеги радуют взаимопониманием и доброжелательностью, близкие и родные – теплом и вниманием. Жизненного благополучия, добра, оптимизма и радости каждому, кто носит статус медицинского работника. С профессиональным праздником – от всей души!


МЕДСЕСТРА: СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ПРИЗВАНИЕ?


Людмила Алексеевна Бугаёва, старшая медицинская сестра терапевтического отделения:


–  Конечно же,  призвание. Ведь работа медсестры заключается не только в  выполнении назначений врача, раздаче таблеток, измерении температуры и давления.  Каждый наш пациент требует к себе внимания и заботы. Считаю, что стать  медицинской сестрой невозможно без особых душевных качеств, таких как  умение сопереживать, сочувствовать и сострадать.


Людмила Павловна Бурак, старшая медицинская сестра поликлиники:


–  Медработником мечтала стать с детства. Очень хотела быть полезной  людям, помогать  бороться с болезнями.  Поэтому в медицине я не случайно. Да здесь и нет случайных людей. В нашей профессии можно работать  только по призванию.


ЧТО ДЛЯ ВАС РАБОТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?


Ирина Васильевна Примак, врач:


–  Мы, врачи, стоим на страже здоровья. И это очень ответственная миссия. От правильных действий медработника нередко зависит человеческая жизнь. Поставить диагноз, провести лечение – только половина работы. Не на последнем месте для пациента –  внимание и поддержка. Тогда он  не ощущает себя брошенным в беде и  быстрее идёт на поправку.


С ЧЕМ ЧАЩЕ ВСЕГО  ПРИХОДЯТ БОЛЬНЫЕ?


Василий Николаевич Матарас, врач:


– Нередко терапевт оказывается первым, к кому обращаются люди с различными жалобами на своё здоровье. Иногда в день  приходится принимать до 30 пациентов, в основном с сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией, сахарным диабетом… Главная задача врача –  определить причину недомогания, назначить лечение.


Беседовала В. БЕЛЬЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *