ОБРАЩЕНИЯ ПО ПРАВИЛА

Территория закона

Согласно Закону Республики Беларусь “Об обращениях граждан” требования предъявляются не только к органам власти, в которые обращение направлено, но и к гражданину – автору обращения. И они легко выполнимы.


Так, в письменном обращении должны быть реквизиты автора – подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства и (или) работы (учёбы). Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о готовящемся, совершаемом или совершённом преступлении. Текст обращения должен быть разборчивым. В обратном случае, если текст не поддаётся прочтению, ответ на него не даётся. От имени недееспособного гражданина может выступить его законный представитель.


К рассмотрению принимаются три типа обращений:



  • предложения – обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путём принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие, улучшение деятельности учреждений, органов, организаций и предприятий;

  • заявления – обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан;

  • жалобы – обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенные бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Жалобы, как правило, могут быть направлены не позднее трёх лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда  стало известно об их нарушении. Пропуск этого срока допускается только по уважительным причинам (тяжёлая болезнь, инвалидность, длительная командировка). 


“Недопустимыми обращениями” можно считать те, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В рамках законодательства такие обращения рассматриваются как злоупотребление правом, что, впрочем, не исключает возможности предъявления претензий к автору.


Переписка может быть прекращена с гражданином, повторно обратившимся по одному и тому же вопросу в один и тот же орган, в том случае, если в повторном обращении не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства проверке не подлежат. При этом по первому обращению имеются исчерпывающие материалы проверок и гражданину дан ответ в установленном порядке.


Расходы, понесённые органом, учреждением, организацией, предприятием в связи с проверкой, рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с граждан по решению суда.


Жалобы на судебные решения относятся к обращениям, не подлежащим рассмотрению. Судебные постановления не могут подвергаться ревизии со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления. Такое обращение возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.


Считаю, что граждане должны учитывать схему иерархии компетенций власти и стараться первоначально решать свой вопрос в пределах своего города, района  – в органах, учреждениях, организациях, предприятиях, обязанных обеспечивать и принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений.


В. АВЕРИН,
член Совета Республики Национального собрания
 Республики Беларусь



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *