ПОСЛЕДНИЙ ГОД ПЯТИЛЕТКИ:

Грамадства

ВЫПОЛНЕНИЕ  РЕШЕНИЙ ТРЕТЬЕГО  ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО  СОБРАНИЯ


(ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ  ИТОГИ  РАБОТЫ   НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ  В  2006-2010 гг.)


Третьим Всебелорусским народным собранием (2-3 марта 2006 г.) была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг., являющаяся «руководством к действию» для всех органов государственного управления. Параметры, заложенные в этом документе, стали основой для ежегодных прогнозов социально-экономического развития страны, принимаемых бюджетов и приоритетных направлений денежно-кредитной политики.


Главной целью социально-экономического развития страны  было определено дальнейшее повышение  уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. Исходя из этой цели, главными приоритетами социально-экономического развития страны на текущую пятилетку являются:


• всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
• инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение;
• наращивание экспортного потенциала страны;
• развитие агропромышленного комплекса и сопряжённых отраслей, социальной сферы села;
• развитие малых и средних городов;
• жилищное строительство.


В настоящее время работа Правительства и органов государственного управления всех уровней направлена на закрепление позитивных тенденций и достижение к концу года уровня прогнозных показателей. Это позволит обеспечить в 2010 году темп роста валового внутреннего продукта не ниже 111%, а по итогам пятилетки – 146,4% при прогнозе 146-155%.


Определяющий вклад в создание ВВП вносит промышленность. Несмотря на влияние мирового кризиса, в целом за пятилетие она имеет высокую динамику развития. Ожидается, что темп роста промышленного производства составит за этот период 145,5%. Данный результат находится в границах заданий Программы (143-151%) и является одним из самых высоких среди стран СНГ и Европейского союза.


В соответствии с задачами по развитию промышленного комплекса, поставленными в пятилетней программе, в 2006-2010 гг. на ведущих белорусских предприятиях осуществлялись мероприятия по техническому перевооружению и модернизации производства, выпуску новых видов продукции.


Сельское хозяйство страны стабильно из года в год наращивает объёмы производства. Республика полностью обеспечивает собственную продовольственную безопасность.


Особую роль в развитии сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры на селе сыграла реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010гг. В соответствии с этой Программой за 2005-2009гг. значительно выросли объёмы производства животноводческой и растениеводческой продукции, произошли техническое переоснащение и модернизация производственной сферы села, введены в строй 1188 агрогородков, в них построено 7087 жилых  домов (квартир) общей площадью 603,7 тыс. кв. м.


За прошедшие годы в сельском хозяйстве проведена значительная работа по технико-технологической модернизации отрасли.


Экспорт продовольствия становится одним из основных источников поступления валюты в страну. Поэтому Президент Беларуси А.Г. Лукашенко неоднократно обосновывал возможность и необходимость значительного наращивания экспорта продовольствия в ближайшие годы.


По предварительным оценкам, в текущем году в хозяйствах всех категорий темп роста производства различных видов сельхозпродукции составит: зерна (с учётом кукурузы) – 87% (7,4 млн т); картофеля – 109,5% (7,8 млн. т); сахарной свеклы – 100,7% (4 млн т); плодов и ягод – 101% (697 тыс. т); молока – 103,4% (6,8 млн т); реализации скота и птицы – 107,9% (1 440 тыс. т). Прогнозируется, что по итогам года объём продукции сельского хозяйства увеличится в целом на 5,1% (при прогнозе 10-11%).


Учитывая погодные условия нынешнего года, этот результат можно рассматривать как определённое достижение. Во многих странах произошло снижение уровня производства сельскохозяйственной продукции (в России по этой причине запрещён экспорт зерна), что уже сейчас привело к росту цен на мировом рынке на отдельные виды продовольственных товаров.


Развитие реального сектора экономики напрямую зависит от роста объёмов инвестиций. На протяжении всего пятилетия темпы роста инвестиций имели только положительную динамику. В настоящее время темп роста инвестиций в основной капитал по итогам 2010 года оценивается в размере 113%, что меньше годового прогноза (123-125%). Вместе с тем, благодаря заделам в предыдущие годы, можно говорить о том, что программные задания по инвестиционной деятельности в целом за пятилетку будут не только выполнены, но и перевыполнены: при прогнозе 198-215% темп роста инвестиций расчётно составит 224,4%.


Значительная доля инвестиций в основной капитал (25%) направляется на строительство жилья. Обеспечение населения жильём остаётся одним из главных приоритетов социально-экономического развития страны.
Ежегодно, начиная с 2005 года, наблюдается устойчивая тенденция по увеличению объёмов строительства жилья, в том числе и для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Беларусь стабильно занимает лидирующие позиции среди стран СНГ по показателям жилищного строительства.


В 2009 году в Беларуси построено 5,8 млн кв. м общей жилой площади, или 604 кв. м  в расчёте на 1 тыс. населения.
Ежегодными программами жилищного строительства отдельно предусматривается строительство жилья для многодетных семей, социального жилья, жилых помещений для отселения граждан, проживающих в непригодных для проживания ветхих и аварийных жилых домах. Особое внимание уделяется строительству жилья в сельской местности и малых городах (до 30% от общего ввода жилья).


Программой социально-экономического развития на  2006–2010 гг. прогнозировался динамичный рост экспорта товаров и услуг. Предполагалось также, что республика выйдет на положительное сальдо во внешней торговле.
За годы пятилетки существенно расширились номенклатура экспортируемых товаров и услуг и география поставок.


Предприятия республики начали активно осваивать рынки Латинской Америки, стран Ближнего Востока, южной и юго-восточной Азии.


На внешнеторговые показатели республики в последнее время весьма негативно повлияли два фактора: мировой кризис, вызвавший падение белорусского экспорта товаров в прошлом году более чем на 30%, и введение Россией с 1 января 2010 г. экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Решение России существенно затруднило работу нефтеперерабатывающей промышленности Беларуси и привело к значительному сокращению экспорта нефтепродуктов.
Важную роль в динамичном развитии белорусской экономики сыграла проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика, которая обеспечивала устойчивость национальной валюты и доступность кредитных ресурсов.
В период с 1 января 2006 г. по 1 января 2009 г. номинальный курс белорусского рубля снизился к доллару США лишь на 2,2% – с 2152 до 2200 белорусских рублей за 1 доллар США.


Ситуация изменилась с возникновением и развитием мирового финансово-экономического кризиса, потребовавшего девальвации национальных валют. Вслед за Россией, Украиной, Казахстаном и другими государствами в начале января 2009 года Беларусь была вынуждена произвести единовременную девальвацию белорусского рубля.


Со 2 января 2009 г. Национальный банк осуществил привязку курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют, в которую в равных долях вошли доллар США, евро и российский рубль. На протяжении всего 2010 года параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных Национальным банком значениях – плюс/минус 10% по отношению к стоимости корзины на начало текущего года.


На динамику экономического развития страны значительно воздействует такой фактор, как доступность кредитных ресурсов. Исходя из этого, ставка рефинансирования в Беларуси до осени 2008 года имела стабильную тенденцию к снижению. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на белорусскую экономику выразилось в том числе и в подорожании кредитных ресурсов.


В текущей пятилетке реализован ряд значимых мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки на предприятия, упрощение налоговой системы, либерализацию экономики республики и повышение её инвестиционной привлекательности.


Главной целью и стержневым направлением политики  Республики Беларусь является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, создание государства, удобного для людей.


Несмотря на форс-мажорные обстоятельства кризисного 2009 года, страна не отступила от выполнения напряжённых заданий текущей пятилетки в области доходов населения.


За 2006-2009 гг. темпы роста реальных доходов белорусских граждан составили 153,4% при пятилетнем задании 149-156%. В первом полугодии 2010г. доходы выросли в реальном исчислении ещё на 8%.


Особое внимание в нашей стране уделяется повышению заработной платы как главного, базового источника доходов. За четыре года пятилетки реальная заработная плата в стране увеличилась в 1,4 раза, за шесть месяцев 2010 года – ещё на 8,1%.


В числе первостепенных задач – повышение размера пенсий. В январе-августе 2010 г. среднемесячный размер пенсии по возрасту составил 500 тыс. руб., в том числе в августе – 555 тыс.


За 2006-2009 гг. реальный размер пенсии по возрасту возрос на 37,0%, в январе-июле – ещё на 12,8%. Тем самым, выполнение задания пятилетки об увеличении реального размера пенсии по возрасту на 52% становится вполне осуществимым.


Периодически повышается и минимальный размер пенсии, что позволяет более надёжно защитить тех, кто имеет очень низкий индивидуальный коэффициент для расчёта пенсии. Так, минимальный размер пенсии увеличился с 234 тыс. руб. в июне 2009 г. до 271 тыс. – в июне  2010 г.


Ключевым вопросом, определяющим уровень и качество жизни населения, его социальное самочувствие, является обеспечение продуктивной занятости. Сохранению штата работников, повышению их профессионального потенциала, реконструкции и созданию новых рабочих мест, сокращению безработицы и оказанию содействия нуждающимся в трудоустройстве, повышению их конкурентоспособности на рынке труда в Беларуси уделяется пристальное внимание.


В результате принятых мер численность населения, занятого в экономике, увеличилась с 4403 тыс.  человек  в  2005  году  до  4 622 тыс. – в январе-июне 2010 г. Произошло снижение числа безработных с 67,9 тыс. человек в конце  2005 года до 37,8 тыс.  в конце июля 2010г., а уровня безработицы соответственно с 1,5 до 0,8%.


За последние годы предприняты значительные меры по усилению государственной социальной поддержки нуждающихся граждан.


Как и предусматривалось третьим Всебелорусским народным собранием, с 1 января 2010 г. размер пособия по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет установлен на уровне бюджета прожиточного минимума (БПМ).


Системой государственных детских пособий (до трёх и после трёх лет) охвачены свыше 440 тыс. детей, что составляет около 25% от их общей численности.


Для решения жилищных проблем многодетных, а также молодых семей государством, помимо предоставления льготных кредитов, оказывается финансовая поддержка в погашении задолженности по ним.


Всебелорусским народным собранием было принято решение о повышении критерия нуждаемости для предоставления государственной адресной социальной помощи с 60 до 100% БПМ. Принятые за последние годы меры позволили даже перевыполнить установленное задание, существенно повысив эффективность адресной помощи как меры государственной защиты малообеспеченных семей.


Так, с 1 января 2008 г. критерий нуждаемости для предоставления государственной адресной помощи в виде ежемесячного пособия увеличен с 60 до 100% БПМ, а в виде единовременного пособия – с 60 до 120% БПМ.


С 1 января текущего года критерий для оказания помощи в виде единовременного пособия повышен уже до 150% БПМ. Кроме того, с трёх до шести месяцев увеличен период получения ежемесячного социального пособия.


Целенаправленные меры по повышению доходов населения в сочетании с государственной поддержкой нуждающихся граждан позволили сократить малообеспеченность в стране. По данным официальной статистики, этот показатель снизился в Беларуси с 12,7%  в 2005 году до 5,4% – в 2009-м.


Важным инструментом в повышении качества жизни населения республики является обеспечение и развитие системы государственных социальных стандартов. Эта система позволяет гарантировать жителям страны вне зависимости от места проживания получение комплекса социальных услуг, постепенное расширение их перечня, повышение качества. Из года в год во всех регионах страны, населённых пунктах проводится значительный объём работ по обеспечению и улучшению условий жизни населения, решению их бытовых проблем.


За последние годы принят ряд мер по совершенствованию системы сохранения и укрепления здоровья нации, реализуется активная позиция по улучшению сложившейся в стране демографической ситуации. С принятием Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 гг. впервые в истории белорусского здравоохранения был применён новый подход при оказании медицинской помощи на всех уровнях на основе системного анализа показателей здоровья населения.


В республике осуществляется массовое техническое переоснащение организаций здравоохранения, включая республиканский, областной и районный уровни. Это позволяет постепенно повышать качество оказываемой медицинской помощи, в том числе путём освоения высокотехнологичных медицинских вмешательств. В медицинскую практику активно внедряются информационные технологии: в настоящее время примерно 45% амбулаторно-поликлинических организаций оснащены автоматизированными информационными системами и локальными сетями.


Главным результатом принимаемых в сфере здравоохранения мер является сокращение смертности и улучшение ряда показателей здоровья населения.


Достигнуты серьёзные успехи в лечении онкогематологических заболеваний у детей. Общая долгосрочная выживаемость детей, страдающих этими заболеваниями, составляет 72%, и по этому показателю Беларусь занимает второе место в Европе.


Определённые результаты даёт проводимая в стране работа по профилактике пьянства и алкоголизма среди населения.
Показательно, что Всемирной организацией здравоохранения достижения системы здравоохранения Беларуси оценены как наиболее значительные среди стран СНГ. Важно, чтобы наметившиеся позитивные тенденции, связанные с улучшением здоровья нации, повышением качества и доступности медицинских услуг, приобрели устойчивый характер.


Результаты, достигнутые за последние годы в республике в развитии социальной сферы, закладывают основу для выполнения принятых государством на текущую пятилетку социальных обязательств и достижения высоких стандартов и качества жизни жителей Беларуси в последующие годы.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *