ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ — ОПЫТ ДЕМОКРАТИИ

Общество

Право человека и гражданина на участие в управлении делами общества и государства стало требованием времени. Оно обеспечивается Конституцией Республики  Беларусь посредством участия в выборах, референдумах, обсуждениях проектов законов  и  вопросов  республиканского и местного значения.  Одной из важнейших форм  народовластия в республике является Всебелорусское  народное  собрание.


Первый всенародный форум состоялся 19–20 октября 1996 г. в Минске. Тогда впервые Президент Республики Беларусь решил на самом высоком уровне посоветоваться с народом по важнейшим проблемам государственного строительства, определиться со стратегией и тактикой развития белорусского общества. Так родилась новая демократичная форма общественной жизни – Всебелорусское народное собрание.


Оно подтвердило, что здоровые силы общества способны сохранить мир и спокойствие в стране, настроены на созидательную работу во имя будущего народа. Заслуга первого народного собрания в том, что оно отвело республику от противостояния различных политических сил, а также определило курс развития государства.


Знаковым для Республики Беларусь стало второе Всебелорусское народное собрание (18 мая 2001 г.), прошедшее под лозунгом «За сильную и процветающую Беларусь!». Его участники сконцентрировали особое внимание на дальнейшем социально-экономическом развитии общества. Форум не только рассмотрел проблемы местного и регионального масштаба, но и на общегосударственном уровне пришёл к консолидированному мнению о путях развития страны на ближайшую перспективу. Обозначены приоритеты развития: продовольствие, экспорт, жильё, инвестиции и инновации.


Третье Всебелорусское народное собрание (2–3 марта 2006 г.) утвердило основным принципом государственного строительства в очередной пятилетке требование кардинально повысить качество жизни. В выступлении Президента Республики Беларусь на форуме тезис «Государство для народа» определён как новая ступень развития социального государства.


Одно из приоритетных направлений государственной социальной политики – повышение уровня пенсионного обеспечения. Кстати, граждане Беларуси старше трудоспособного возраста составляют чуть более пятой части от всей численности населения страны. Таким образом, следует отметить, что за десятилетие доля людей пенсионного возраста возросла. Если по результатам предыдущей переписи населения, которая состоялась в 1999 году, людей старших возрастов было 21,5% в общей численности жителей страны, то по итогам переписи 2009 года – уже 22,5%. А удельный вес населения младше трудоспособного возраста снизился с 21,2% до 15,9% соответственно. В последнее время на выплату пенсий расходуется значительная часть валового внутреннего продукта страны, что является одним из самых высоких показателей среди государств-участников СНГ.


Социальная поддержка семей, воспитывающих детей, объективно выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики. Государственная поддержка семей с детьми в нашей стране осуществляется в различных формах: денежные выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); денежная и натуральная материальная помощь; социальное обслуживание семьи; трудовые, налоговые и иные льготы. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» стабильно пересматриваются размеры этих социальных выплат.


Государством значительное внимание уделяется также воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для них в стране функционирует широкая сеть детских школ-интернатов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, оздоровительных лагерей для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.


Особое внимание в республике традиционно уделяется ветеранам войны и труда. Забота государства о ветеранах является свидетельством признания их заслуг перед обществом и направлена на оказание помощи в решении  жизненных проблем. С целью улучшения положения пожилых людей, ветеранов войн, граждан, пострадавших от войн, и усиления их социальной защищённости реализуются государственные программы, направленные на их социальную поддержку.


Государство принимает меры по решению проблем инвалидов и инвалидности. Социальная политика в отношении инвалидов направлена на осуществление мер по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечению равенства и полноправного участия их в жизни общества. В республике создана сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Государство обеспечивает инвалидов техническими средствами социальной реабилитации – от простейших приспособлений для обслуживания и самообслуживания инвалидов в бытовых условиях до автомобилей с ручным управлением.


Одной из приоритетных задач государственной политики выступает социальная защита молодёжи – поддержка учащейся молодёжи, содействие занятости несовершеннолетних и трудоустройству молодых специалистов, решение жилищной проблемы, социальная помощь молодой семье. В рамках реализации государственной молодёжной политики в Республике Беларусь целенаправленно решаются такие важнейшие задачи как строительство жилья для молодых людей, организация трудоустройства и временной занятости молодёжи, духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения, профилактика правонарушений и преступлений в молодёжной среде. Значительную государственную поддержку получают талантливая молодёжь, молодые семьи, детские и молодёжные общественные объединения.


В центре внимания проводимой молодёжной политики не только оказание собственно социальной помощи (что достаточно успешно решается через другие государственные программы), но и развитие личности и инициативы молодых граждан и молодёжных общественных объединений для их самореализации и участия в создании сильной и процветающей Беларуси.


В настоящее время наука выступает одним из основных ресурсов успешного функционирования любого государства. И сегодня перед Беларусью стоит задача перехода к инновационной экономике на основе повышения востребованности научно-технического потенциала страны.


Таким образом, в Республике Беларусь сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой – человек с его потребностями и интересами. В её основе лежит активная социальная политика государства, направленная на создание условий для наиболее полной реализации личности человека, его гармоничного физического и духовно-нравственного развития, а Всебелорусское народное собрание представляет собой важнейший институт в структуре белорусской  модели демократии.


***


 2-3 марта 2006 г. в Минске прошло третье Всебелорусское народное собрание. В работе форума приняли участие около 2500 делегатов, избранных на городских, районных собраниях и собраниях трудовых коллективов предприятий и организаций.


В составе делегации от Гомельской области было 350 человек, в том числе: 38 рабочих, 48 тружеников сельского хозяйства, 29 инженерно-технических работников, 58 представителей социально-культурной сферы, 79 руководителей городов, районов, предприятий и организаций, а также 72 студента, военнослужащих, предпринимателей, пенсионеров и лиц других категорий.
Среди делегатов  было  три  Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, полных кавалера ордена Славы; 50 человек, удостоенных других государственных наград; 27 человек, имеющих почётные звания.


В своём выступлении Президент Республики Беларусь  А.Г. Лукашенко отметил: «Высшая форма демократии – это разговор напрямую с людьми… Главное, на что мы нацеливаем государство, власть на всех её уровнях – это внимание к нуждам нашего гражданина, простого человека».


В связи с этим основной деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов является решение задач социально-экономического развития региона в интересах населения.


Выявление проблемных вопросов, затрагивающих интересы больших групп населения, осуществляется при проведении встреч информационно-пропагандистских групп, собраний в трудовых коллективах, с  населением по месту жительства, анкетирования, приёмов по личным вопросам. Организованы «прямые линии» в газете «Гомельская праўда» и программа «Горячая линия облисполкома» на областном радио с участием заместителей председателя  облисполкома и председателя областного Совета депутатов. При комитете по строительству и архитектуре облисполкома работает ежедневная «горячая телефонная линия» по вопросам качества сданного в эксплуатацию жилья. Ежеквартально проводятся пресс-конференции председателя облисполкома для республиканских и региональных СМИ. Дважды в месяц председатель облисполкома выступает на «прямой линии»  газеты «Гомельская праўда»  по вопросам жизнеобеспечения населения области. Кроме того, в горрайисполкомах организована работа «телефона доверия», «горячей линии».


Наряду с уже ставшими традиционными формами работы, применяются новые подходы, которые дают положительные результаты. В 2010 году внедрена новая форма работы с населением – общественные приёмные,  созданные  при структурных подразделениях   республиканского общественного  объединения  «Белая Русь».


Проводятся выездные общественные приёмы, осуществляемые юристами и техническими инспекторами отраслевых профсоюзов. Одной из эффективных форм работы по изучению общественного мнения населения является проведение анкетирования.  В январе-сентябре 2010 года среди жителей области проведено 74 опроса на темы: изучение ситуации в общественно-политической сфере; решение вопросов жизнеобеспечения населения; качество торгового, бытового, медицинского обслуживания населения; перспективы развития личных подсобных хозяйств и другие.


Организован личный приём граждан, как руководством облисполкома, так и районной вертикалью. Продолжается ежедневный консультативный приём граждан, проводимый руководителями областных служб. Ежедневно на областном радио выходит  передача  «Задай вопрос власти». 
С  декабря  2009  года  по  телефонному  номеру  190  осуществляется информирование жителей г. Гомеля  о порядке  работы  служб «одно окно».  


Главное управление организационно-кадровой работы  облисполкома


Главное управление идеологической работы облисполкома


Отдел по работе с обращениями граждан и правовому
обеспечению   облисполкома



Добавить комментарий