ПРОГРАММА социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года №157-3 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» и определяет цели и задачи, основные направления и приоритеты социально-экономического развития страны, необходимые ресурсы и ожидаемые социально-экономические результаты, пути совершенствования макроэкономических условий, а также обосновывает систему мер правового, социально-экономического и экологического характера по их реализации.
На заседании республиканского организационного комитета по проведению четвёртого Всебелорусского народного собрания одобрены основные направления Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, которая станет основой для дальнейшего эффективного развития государства.
Главная цель социально-экономического развития страны в предстоящем пятилетии — дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Ведущими отраслями промышленности Гомельской области являются топливная, химическая, нефтедобывающая, машиностроение, чёрная металлургия, пищевая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.
Важнейшими задачами развития промышленного производства области в 2011-2015 годах являются:
– наращивание объёмов производства продукции;
– повышение эффективности работы на основе модернизации и технического перевооружения организаций;
– создание новых производств;
– освоение прогрессивных технологий;
– создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, соответствующей мировым стандартам.
Решение этих задач предусматривает следующие приоритетные направления:
– разработка и внедрение новых ресурсо- и энергосберегающих технологий, промышленных биотехнологий;
– изменение структуры промышленного комплекса через развитие приоритетных отраслей и производств;
– создание и развитие производств, использующих местные виды сырья, увеличение глубины его переработки;
– активизация инвестиционной деятельности в промышленности;
– расширение рынков сбыта продукции и сети поставщиков сырья и материалов;
– вхождение предприятий, прежде всего наукоёмких отраслей, в мировую хозяйственную систему.
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Основными целями и задачами развития отрасли на предстоящую пятилетку являются:
– создание комплекса условий, обеспечивающих последовательное повышение экономической эффективности агропромышленного производства, конкурентоспособности продукции АПК и рыночной сбалансированности внутреннего продовольственного рынка по спросу и предложению, а также наращивание экспортного потенциала;
– обеспечение возможностей для поэтапного повышения доходов сельского населения, укрепление престижности проживания в сельской местности.
В этих целях планируется:
- обеспечить производство во всех категориях хозяйств высококачественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объёмах, достаточных для внутреннего рынка и расширения объёмов экспорта. К 2015 году производство зерна планируется в объёме 1,8 млн тонн, молока — 1,3 млн тонн, сахарной свеклы — 0,19 млн тонн, скота и птицы — 0,25 млн тонн;
- создать эффективную систему сбыта агропромышленной продукции, включая необходимую инфраструктуру (оптовые рынки, базы хранения, маркетинговые службы и логистические центры продвижения и позиционирования продукции и другие), позволяющую реализовать производственный потенциал АПК и др.
Цель концепции Государственной программы развития сельских населённых пунктов на 2011-2015 годы – наращивание уровня социального обеспечения сельских жителей, существенное повышение качества и привлекательности сельского образа жизни и труда, и на этой основе решение демографических, а вместе с тем и кадровых проблем аграрной отрасли.
В течение 2011-2015 годов необходимо:
– обеспечить поддержание объектов социальной инфраструктуры в надлежащем состоянии;
– принять необходимые меры, способствующие устойчивому социально-экономическому развитию введённых в строй агрогородков;
– завершить развитие существующей и создание дополнительной социально-гарантированной и инженерно-транспортной инфраструктуры 238 агрогородков.
На реализацию намечаемых мероприятий в агрогородках необходимо направить 1088,5 млрд рублей, в том числе на транспортную инфраструктуру социальных и производственных объектов — 358,1 млрд рублей.
На агрогородки 2011 года необходимо направить 247,9 млрд рублей, в том числе на социальную инфраструктуру и объекты ЖКХ – 167,1 млрд рублей, транспортную инфраструктуру – 80,8 млрд рублей.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Наиболее важными для области направлениями инновационной деятельности на 2011-2015 годы определены следующие:
– разработка и создание ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий производства конкурентоспособной продукции;
– сокращение материалоёмкости промышленной продукции, разработка новых, в том числе импортозамещающих, материалов и источников энергии;
– развитие производств с глубокой переработкой сырья, в первую очередь в топливной, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;
– повышение инновационной восприимчивости коммунальных организаций агропромышленного сектора, перерабатывающей промышленности, строительного комплекса, муниципального хозяйства;
– разработка информационных и телекоммуникационных технологий;
– разработка технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
– улучшение экологической ситуации в регионе и создание технологий рационального природопользования;
– совершенствование медицинского обслуживания населения.
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.
Основная целевая ориентация бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение оптимальности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и сохранении дефицита и долговых обязательств на экономически безопасном уровне.
С 2011 года предлагается осуществить следующие меры по сокращению налоговой нагрузки и оптимизации налоговой системы:
– отмена местных налогов: налога на услуги и сбора на развитие территорий. Это приведёт к уменьшению налоговой нагрузки (в условиях 2010 года) на 0,4 процента к ВВП, что равнозначно сокращению доходов бюджета на сумму 660,4 млрд рублей.
– изменение порядка уплаты налога на прибыль (путём перехода на представление налоговой декларации по налогу на прибыль один раз в год, с уплатой этого налога ежеквартально);
– отмена трёх платежей в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими данную деятельность, за перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом, за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своём составе 50 и более процентов летучих органических соединений);
– предоставление плательщикам права уплачивать налог на добавленную стоимость и предоставление налоговых деклараций (расчётов) по данному налогу ежеквартально вне зависимости от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– предоставление плательщикам права принятия к вычету в течение календарного года сумм «входного» налога на добавленную стоимость, уплаченного при осуществлении капитальных вложений и реализации инвестиционных проектов;
– расширение возможности применения налоговых льгот по прибыли, направляемой на капитальные вложения.
Прибыль будет освобождаться по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит сейчас.
С 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на три процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки на экономику составит 1,3% к ВВП. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога.
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Работа отрасли в 2011-2015 годах будет направлена на совершенствование экономических, правовых и организационных условий для безубыточного функционирования, дальнейшего развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в целях повышения эффективности, надёжности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшения качества предоставленных услуг с одновременным снижением затрат на производство.
В 2011-2015 годах планируется заменить 575,0 км тепловых сетей с преимущественным применением ПИ-труб.
Значительные объёмы работ предусматривается выполнить по объектам теплового хозяйства с переводом теплоисточников на использование местных видов топлива.
Увеличение доли местных видов топлива планируется за счёт реконструкции и строительства теплоисточников, передачи тепловых нагрузок, децентрализации и выполнения организационно-технических мероприятий. Так, доля использования местных видов топлива в 2011 году планируется на уровне 38,1%, в 2015-м – 42,5%.
Планируется сохранить положительную динамику роста ввода общей площади жилых помещений после капитального ремонта и тепловой модернизации (в 2011г. – 135,7 тыс. м2, в 2015г. – 343,5 тыс. м2).
Основными задачами жилищно-коммунального хозяйства на селе в 2011-2015 годах являются дальнейшее благоустройство сельских населённых пунктов и развитие объектов инженерной инфраструктуры в целях создания комфортных условий проживания.
Реализацию этих задач планируется осуществлять в рамках Государственной программы укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.
Предусматривается до конца 2015 года обеспечить сельское население, проживающее в агрогородках, централизованным водоснабжением с нормативным качеством воды. Для этого в Государственную программу «Чистая вода» на 2011-2015 годы включено новое строительство в агрогородках Гомельской области 40 артезианских скважин, более 400 км водопроводных сетей и более 130 станций обезжелезивания.
В области совершенствования тарифной политики, учитывая экономическую ситуацию в республике, в том числе продолжающиеся инфляционные процессы, данную работу предполагается проводить за счёт планомерного снижения себестоимости при повышении уровня возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам платежами населения. Повышение уровня возмещения населением затрат будет проводиться поэтапно с доведением его до 60% к 2015 году с учётом роста реальной заработной платы с одновременной адресной поддержкой малообеспеченных граждан.
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Основными направлениями реализации первоочередных приоритетов в сфере жилищного строительства являются:
– наращивание объёмов ввода в эксплуатацию жилья в соответствии с европейскими стандартами качества и повышение обеспеченности населения области жилой площадью в расчёте на одного жителя. К 2015 году необходимо довести объём ввода жилья в эксплуатацию до 1,3 млн квадратных метров в год, увеличить обеспеченность жителей области жилой площадью с 23,6 до 26,9 квадратных метра;
– доведение объёмов строительства и ввода в эксплуатацию жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до уровня не менее 80% от общего объёма ввода жилья в эксплуатацию;
– развитие и увеличение внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, развитие форм долгосрочного кредитования граждан и организаций на строительство жилья – развитие системы строительных сбережений, ипотечного кредитования, целевых облигационно-жилищных займов;
– формирование рынка арендного жилья;
– улучшение качества строительства жилья и потребительских свойств жилых помещений на основе инновационных технологий строительного производства и архитектурно-конструктивных проектных решений;
– развитие малоэтажного домостроения, в том числе на основе полносборного индустриального домостроения, включая деревянное домостроение.
ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Основной целью развития торговли и общественного питания в 2011-2015 годах является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения и расширения её инфраструктуры.
Основные направления развития отрасли:
– развитие розничной торговой сети;
– развитие общественного питания;
– развитие оптовой торговли.
Развитие розничной торговой сети будет осуществляться по двум направлениям:
– укрупнение размеров магазинов за счёт строительства гипер-супермаркетов и торговых центров.
– формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом первой необходимости.
Дальнейшее развитие получат социально ориентированные розничные торговые объекты (дискаунтеры) с минимальными торговыми надбавками, «социальные полки» с размещением на них ассортимента товаров, реализуемых со скидками. Расширится сфера применения электронной торговли.
В целом в 2011-2015 годах розничная торговая сеть Гомельской области прирастёт на 250 магазинов.
Основной целью развития общественного питания является обеспечение услугами питания различных категорий населения на основе повышения их качества и расширения номенклатуры, а также обеспечения их доступности по ценовому и территориальному фактору.
Для повышения эффективности оптовой торговли будет продолжена работа по заключению с изготовителями потребительских товаров договоров со скидками, позволяющая производить отпуск товаров по ценам товаропроизводителей. Это будет способствовать увеличению объёмов оптовых продаж, в том числе индивидуальным предпринимателям.
Предполагается расширить внешнеэкономическую деятельность организаций, осуществляющих оптовую торговлю. Реализация Программы позволит обеспечить увеличение розничного товарооборота торговой сети и общественного питания области почти в два раза.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В целях сбалансированного использования природных ресурсов, оздоровления окружающей среды и создания благоприятных условий проживания населения основными стратегическими целями региональной политики в области рационального природопользования и охраны окружающей среды на 2011–2015 годы будут:
– оснащение системами пылезолоулавливания топливосжигающего оборудования при переводе его на твёрдое топливо или строительстве новых энергетических объектов (снижение выбросов пыли до концентраций не более 30,50 или 100 мг/куб. метр в зависимости от мощности топливосжигающего оборудования);
– оснащение основных и вспомогательных производств пылегазоочистным оборудованием при концентрациях пыли в выбросах более 50 мг/куб. метр, обеспечив ежегодно ввод в эксплуатацию и реконструкцию не менее 30 единиц газоочистного оборудования;
– сокращение потребления лакокрасочных материалов с содержанием летучих органических соединений 50% и более к 2015 году;
– организация выпуска и потребления моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками;
– увеличение использования биодизельного топлива и биоэтанола;
– снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду городов за счёт выбора оптимальных параметров дорожного движения и улично-дорожной сети, типов пересечений, в том числе развязок на разных уровнях, строительства под(над)земных переходов, организация безопасного велосипедного движения;
– обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь по ограничению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сокращение потребления озоноразрушающих веществ;
– улучшение качества подземных и поверхностных вод;
– достижение к 2015 году уровня использования отходов производства не менее 78% от объёма их образования за счёт строительства новых и наращивания мощностей действующих производств по переработке отходов, внедрения технологий по переработке крупнотоннажных отходов.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Основные направления и приоритеты по реализации политики занятости:
– создание новых рабочих мест;
– профессиональная подготовка и переподготовка безработных;
– организация оплачиваемых общественных работ;
– обеспечение целевой поддержки и социальной защиты граждан, потерявших работу.
В новой пятилетке процессы формирования рынка труда и обеспечения занятости населения будут происходить в условиях ожидаемого дальнейшего уменьшения численности трудовых ресурсов и занятого в экономике населения.
Результатом достижения поставленных задач станет создание более 120 тысяч рабочих мест, рост уровня занятости населения до 80% к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня (1,5-2%).
В соответствии с проектом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. планируется увеличить реальную заработную плату за 5 лет почти в два раза.
Основной целью совершенствования пенсионной системы является последовательное повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста, а также нетрудоспособных.
Пенсионное обеспечение будет строиться на основе сочетания распределительных и накопительных способов финансирования, развития многоуровневой системы страхования, сочетания обязательных и дополнительных страховых программ, персонифицированного учёта застрахованных.
Рост реальной средней пенсии по возрасту будет сопоставим с темпами роста реальной заработной платы.
ОБРАЗОВАНИЕ
Деятельность органов и учреждений образования области в этот период будет осуществляться в соответствии с Государственной программой развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.08.2008г. №1193, Государственной программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725.
В области дошкольного образования планируется:
– обеспечить потребность семей в санаторных, специализированных группах;
– открыть новые формы дошкольных учреждений (в первую очередь на селе).
В области общего среднего образования будут созданы условия для всестороннего развития детей. Предусматривается увеличение охвата школьников кружковой, клубной деятельностью, спортивными секциями.
Планируется предоставление максимальных возможностей детям с особенностями психофизического развития в получении образования по месту жительства через центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
В целях совершенствования системы профессионально-технического образования области будет продолжено преобразование учебных заведений профтехобразования в профессиональные лицеи.
Запланировано преобразовать 16 профессионально-технических училищ в профессиональные лицеи в соответствии с установленными критериями. Статус колледжа получат 3 учреждения профессионально-технического образования.
За 2011-2015 годы в учреждения профессионально-технического образования Гомельской области планируется принять 37,8 тыс. человек.
Прогнозный показатель выпуска рабочих с профессионально-техническим образованием за указанный период — 35,8 тыс. человек.
На приобретение учреждениями профессионально-технического образования машин и учебно-производственного оборудования, компьютерных классов планируется выделить средства в размере 5560,0 млн руб., в том числе из местного бюджета — 5500,0 млн руб.
Ежегодно будет осуществляться мониторинг качества образовательного процесса в учреждениях профтехобразования с участием организаций – заказчиков кадров, увеличиваться количество выпускных квалификационных испытаний, проведённых независимыми комиссиями.
До 2014 года планируется построить 35 детских садов на 4,5 тысячи мест.
В предстоящее пятилетие продолжится строительство школ. На эти цели будут направлены средства областного и республиканского бюджетов. Всего необходимо 34 общеобразовательные школы на 20,5 тысяч учащихся.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Основополагающими принципами здравоохранения были и останутся доступность и бесплатность оказываемой населению медицинской помощи. Сохранится гарантированное обеспечение установленного объёма бесплатной медицинской помощи для граждан Республики Беларусь в государственных учреждениях здравоохранения области за счёт бюджета.
В следующей пятилетке продолжится работа по дальнейшему укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения области. Важным направлением работы является дальнейшее строительство и реконструкция объектов здравоохранения. В 2011-2015 годах планируется провести работы по реконструкции бывшего городского родильного дома под корпус учреждения «Гомельская областная детская клиническая больница» и создание единого детского комплекса, что позволит значительно снизить младенческую смертность, выйти на новый уровень качества оказания медицинской помощи детям.
Реконструкция с расширением операционного блока в областном кардиодиспансере позволит увеличить в следующей пятилетке количество проводимых в области операций на сердце.
В 2011 году завершится реконструкция здания под областной ожоговый центр.
Реализация стратегических приоритетов государственной политики в области здравоохранения позволит в следующей пятилетке улучшить в Гомельской области ряд регулируемых системой здравоохранения показателей – младенческой и детской смертности, улучшить основные показатели деятельности онкологической службы, снизить заболеваемость туберкулёзом, уменьшить уровень первичной инвалидности населения трудоспособного возраста и др.
КУЛЬТУРА
В отрасли культуры в 2011-2015 годах предстоит осуществить меры по дальнейшему совершенствованию организационной структуры учреждений культуры и механизма их финансирования, оптимизации сети учреждений культуры в сельской местности, взаимосвязи общей культуры населения с высокой политической, правовой и экономической его сознательностью.
Приоритетные направления развития отрасли:
– сохранение культурного наследия белорусского народа;
– формирование единого культурно-информационного пространства;
– создание предпосылок, условий и государственных гарантий для духовного совершенствования белорусского народа в соответствии с общечеловеческими ценностями и традиционными ценностями народов Беларуси;
– интеграция белорусской культуры в мировой культурный процесс;
– формирование и укрепление позитивного культурного имиджа Беларуси внутри страны и за рубежом;
– адаптация сферы культуры к функционированию в условиях рыночной экономики.
Планируется создать:
– культурно-исторический комплекс «Замковая гора» (2011-2013 гг.), паром «Матуліна хатка», центр ремёсел в Житковичском районе;
– экспозицию музея-мастерской Н.Н. Пушкаря, музейную экспозицию на открытой площадке при эколого-культурном центре в н.п. Козёнки, клуб исторических реконструкций при объединённом краеведческом музее в Мозырском районе;
– музейную экспозицию «Деревянное зодчество» (2013-2014 гг.), обустройство прилегающей территории в стиле белорусского подворья при музее деда Талаша (2011-2013 гг.) в Петриковском районе.
Для повышения качества культурного обслуживания сельского населения Полесского региона и обеспечения охвата мобильными формами обслуживания жителей деревень, не имеющих стационарных учреждений культуры, планируется приобрести транспорт, оборудованный специальной аппаратурой.
С 2011 года будет осуществляться поэтапная компьютеризация библиотек, музеев и методических центров, работа по программному обеспечению библиотечных процессов и учёту музейных фондов.
В рамках реализации инвестиционного проекта «Установка новых парковых аттракционов на территории Гомельского дворцово-паркового ансамбля» до 2013 года запланирована установка 10 аттракционов на сумму 1,4 млн долл. США, в том числе развлекательного комплекса «Колесо обозрения».
В Гомеле на пр. Космонавтов, улицах Озёрной и Приозёрной запланировано строительство городка развлечений за счёт средств ООО «ЭкоЛюксПлюс».
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ И ТУРИЗМ
В целях дальнейшего развития отрасли физической культуры, спорта и туризма в 2011-2015 годах планируется:
– активизировать работу районных физкультурно-спортивных клубов с сельскими жителями;
– обеспечить введение ставок инструкторов-методистов физической культуры в трудовых коллективах;
– продолжить практику проведения областных отраслевых спартакиад среди трудящихся;
– совершенствовать работу по созданию спортивных секций, групп, кружков по спортивным интересам в учреждениях образования, по месту работы;
– развивать систему реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта.
Реализация вышеизложенных задач позволит довести к 2015 году число занимающихся физической культурой не менее 20% от общей численности населения.
Одной из важнейших задач в области спорта высших достижений является создание условий и обеспечение планомерной подготовки спортсменов Гомельщины к XXX летним Олимпийским играм 2012 года в Лондоне (Великобритания) и XXII зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи (Россия). В настоящее время на подготовке к летним Олимпийским играм находится 109 спортсменов Гомельской области по 18 видам спорта. Планируется завоевать 30-35 лицензий для участия в Олимпиаде.
По поручению Главы государства и в соответствии с Государственной программой развития хоккея с шайбой в Республике Беларусь на 2011-2014 годы планируется построить 5 ледовых арен в Гомеле, Жлобине, Мозыре, Речице, Светлогорске.
В Гомеле планируется строительство многофункционального спортивного комплекса в 5-м микрорайоне, зала для художественной гимнастики, спортивного зала для комплекса единоборств, биатлонной трассы, в 2011 году завершится строительство 50-метрового бассейна.
В настоящее время ведётся строительство физкультурно-оздоровительных центров в Мозыре, Ельске, универсального спортивного зала и лыжероллерной трассы в г. Жлобине с вводом в эксплуатацию в 2012-2013 годах.
В сфере туризма основной целью является создание конкурентоспособного туристского продукта, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных туристов в разнообразных и качественных услугах, развитие смежных отраслей экономики. Одной из приоритетных задач является привлечение инвестиций в туристическую индустрию. В Гомельской области в соответствии с Концепцией государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы планируется строительство, ремонт и реконструкция 40 объектов индустрии туризма, в том числе 10 объектов показа, трёх гостиниц, пяти зон отдыха, трёх туристических комплексов, трёх объектов досуга, четырёх объектов питания придорожного сервиса и др. объектов на сумму 14634,0 млн рублей.
Планируется к концу 2011 года доведение количества агроусадеб до 570.
Комитет экономики облисполкома
Комитет по сельскому хозяйству
и продовольствию облисполкома
Комитет по архитектуре
и строительству облисполкома
Комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома
Управление образования облисполкома
Управление здравоохранения облисполкома
Управление культуры облисполкома
Управление физической культуры,
спорта и туризма
Управление жилищно-коммунального
хозяйства облисполкома
Управление торговли и услуг облисполкома
Главное управление
идеологической работы облисполкома