ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Общество

Ежегодно в органы государственной власти республики обращаются около 1 миллиона  человек, то есть практически каждый десятый гражданин страны. Тематика  охватывает широкий спектр проблем, подавляющее большинство которых касается социальной сферы, около 30% — судов и правоохранительных органов.


Количество обращений граждан на протяжении последних трёх лет устойчиво увеличивается. Их рост составил от 10% в Минске до 40% в Витебской области. Исключением является лишь Гомельская область, —  такая  информация прозвучала  на совещании о работе с обращениями граждан, которое проводил глава государства Александр Лукашенко  9 ноября 2010 года.


Со времени принятия Директивы №2 в Беларуси сделано немало. Созданную нормативно-правовую базу, касающуюся этого вопроса, можно назвать передовой по сравнению с тем, что есть у  стран-соседей и государств СНГ. Работа с обращениями граждан направлена на улучшение качества жизни.


В нашем районе также предпринимаются меры для  оптимизации  деятельности государственных  исполнительных и распорядительных органов  в соответствии с требованиями Директивы № 2 «О дальнейших мерах по дебюрократизации государственного аппарата». Об этом   рассказывает начальник отдела по работе с обращениями граждан, правовому обеспечению, делопроизводству и контролю управления делами райисполкома Оксана Хведелидзе:


 – Одной из основных задач органов государственной власти является проведение такой политики и реализация проектов, которые бы последовательно улучшали качество жизни людей, максимально облегчали решение вопросов, с которыми повседневно сталкивается население.


В целях улучшения работы с гражданами органами исполнительной власти принимаются меры, направленные на оптимизацию деятельности государственных органов, и  работа с обращениями граждан рассматривается как одно из важнейших направлений в деятельности исполнительных и распорядительных органов.


Вопросы организации данной работы в Брагинском районном исполнительном комитете возложены на отдел по работе с обращениями граждан, правовому обеспечению, делопроизводству и контролю  управления делами райисполкома, который в своей деятельности руководствуется Законом Республики Беларусь  от 1 ноября  2004г. № 340-3  «Об обращениях граждан»,  Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» и другими нормативно-правовыми документами.


Деятельность управлений и отделов райисполкома направлена на повышение исполнительской дисциплины, обеспечение качественного и своевременного рассмотрения обращений граждан, так как состояние этой работы считается одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов.


В целях совершенствования работы с обращениями граждан, своевременного устранения недостатков и соблюдения порядка рассмотрения обращений отделом  постоянно проводится анализ и систематизация содержащихся в обращениях вопросов, данных о количестве и характере обращений. На аппаратных совещаниях руководству райисполкома докладывается о принятых мерах по их решению.
На заседаниях исполнительного комитета ежеквартально заслушиваются вопросы по обращениям граждан, в том числе и по соблюдению законодательства об административных процедурах. В целях защиты и обеспечения реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, надлежащему рассмотрению их обращений в структурных подразделениях райисполкома приняты к исполнению организационные, распорядительные и иные меры практического характера, направленные на организацию работы с обращениями.


В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2008 года № 60 «О некоторых вопросах ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях» управлением делами райисполкома были разработаны и утверждены решениями Брагинского районного исполнительного комитета «Инструкция о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в Брагинском районном исполнительном комитете» и «Положение о порядке приёма и осуществления предварительной записи на приём граждан, индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц в Брагинском районном исполнительном комитете».


Распоряжением председателя районного исполнительного комитета ежегодно утверждаются графики проведения проверок по соблюдению порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в структурных подразделениях и организациях, находящихся в подчинении райисполкома.


Во всех управлениях и отделах райисполкома, Комаринском поселковом и сельских исполнительных комитетах на информационных стендах, в соответствии с пунктом 3 Директивы и рекомендациями Министерства юстиции Республики Беларусь размещена информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы структурного подразделения, вышестоящего органа, времени и месте личного приёма руководителями и иными должностными лицами. Также организована предварительная запись на приём к председателю, его заместителям и управляющему делами райисполкома по телефону или при личном обращении граждан. Предварительная запись на приём организована в Комаринском поселковом и сельских исполнительных комитетах.


Граждане могут записаться на приём при помощи установленного на первом этаже райисполкома электронного инфокиоска, а также через сайт райисполкома «электронная приёмная» (в случаях изменения согласованного порядка приёма граждане уведомляются об этом своевременно).  Однако необходимо отметить, что с учётом специфики нашего района, где в основном сельские жители, люди обращаются напрямую, практически  не пользуясь телефоном и тем более – инфокиоском.


На сайте райисполкома размещена информация обо всех административных процедурах, осуществляемых специалистами управлений и отделов райисполкома, порядке приёма и выдачи справок или иных документов. В районном исполнительном комитете работает «горячая линия» (позвонив по телефону 2-22-87 в понедельник, среду и пятницу с 10.00 до 12.00, и с 15.00 до 17.00, любой гражданин может задать  интересующий его вопрос). В текущем году на «горячую линию» поступило одно обращение, на  которое  дано разъяснение.


В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 организованы единые дни личного приёма граждан председателем райисполкома – вторая и четвёртая среда месяца с 8 до 14 часов, председателями Комаринского поселкового и сельских исполкомов – каждую среду.  Продолжительность личного приёма составляет не менее шести часов, и в указанные дни он начинается не позднее 8 часов (или завершается не ранее 20.00).


Приём граждан осуществляется и в субботу в управлении по труду, занятости и социальной защите, отделе ЗАГС, Комаринском поселковом и сельских исполкомах.  Согласно    утверждённому  председателем    райисполкома графику заместителями председателя и управляющим делами также проводится приём  в этот день с 9 до 13 часов.


Учитывая количество граждан, обращающихся к специалистам отделов и управлений райисполкома, и порядок работы, практически не бывает очередей, а также длительного ожидания.


От  граждан  не  поступало  жалоб:


– на невнимательное или грубое отношение со стороны специалистов управлений и отделов, осуществляющих приём граждан;


– на требования предоставления документов, не предусмотренных законодательством при выдаче справок или иных документов, имеющих юридическое значение;


– на необоснованные отказы в выдаче таких справок или других документов;


– на неправомерное взимание платы за их выдачу, а также нарушение сроков выдачи справок либо иных документов.


Все спорные вопросы решаются на местах.


Согласно утверждённому председателем райисполкома графику заместители председателя райисполкома, управляющий делами осуществляют приём граждан в поселковом и сельских исполнительных комитетах. По результатам проведённого приёма в отдел по работе с обращениями граждан представляется соответствующая информация о количестве обратившихся, тематике поступивших вопросов и результатах рассмотрения. Если устное обращение не разрешено на месте, то данное обращение ставится на контроль.


Районным исполнительным комитетом постоянно уделяется внимание обучению должностных лиц, осуществляющих работу с обращениями граждан. Ежегодно проводятся обучающие семинары с председателями и секретарями поселкового и сельских исполнительных комитетов, лицами, ответственными за организацию работы с обращениями граждан на предприятиях, по изучению и практическому применению Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан»,  Директивы Президента Республики Беларусь №2 от 27.12.2006г. «О мерах по дальнейшей  дебюрократизации государственного аппарата»,   Указа   Президента   Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».


В целях принятия дополнительных мер по реализации требований Директивы №2, а также Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498  в плане защиты и обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, надлежащему     рассмотрению     их         обращений     ежегодно     утверждается     график взаимоперекрёстных проверок работы с обращениям, в том числе по заявительному принципу «одно окно», в Комаринском поселковом и сельских исполнительных комитетах. Поселковый и сельские исполнительные комитеты о результатах проводимых ими проверок в соответствии с графиком информируют отдел по работе с обращениями граждан райисполкома в срок не позднее 15 дней после завершения проверки.


Распоряжением председателя райисполкома утверждён график ежеквартальных отчётов руководителей подведомственных организаций, оказывающих услуги населению (в том числе по заявительному принципу «одно окно»),  непосредственно перед гражданами по месту жительства и в трудовых коллективах.


Особое внимание хотелось бы уделить следующему моменту. Некоторые граждане предпочитают сразу обращаться в  вышестоящие структуры, минуя районную ветвь власти. Но необходимо знать, что  Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» определён  Перечень государственных органов и иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений. Согласно ему  «обращения (предложения, заявления,   жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, независимо от того, в какой государственный орган или организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах…»


Это значит, что обращения из вышестоящих инстанций поступают к нам и  рассматриваются на месте. И если у кого-то возникают вопросы, стоит прежде всего прийти за помощью в  районный исполнительный комитет.


Обращения граждан позволяют укрепить законность и повысить эффективность работы. Мы  стремимся быть максимально доступными для людей, учитывать их нужды и решать проблемы, с которыми они повседневно сталкиваются, внимательно относиться к каждому.


«Необходимо  строить государство для человека» — это то, на чём Президент страны регулярно акцентирует внимание. И от того, насколько эффективно решаются проблемы населения,  во многом зависит оценка деятельности местной власти.



Пакінуць адказ