На вопросы читателей отвечает отец Игорь, настоятель прихода храма Святителя Николая Чудотворца (г.п. Брагин).
– В роду у меня был дедушка, который проповедовал коммунизм и атеизм в школе, и все несчастья в нашей семье начались с этого. Он уже умер, а беды продолжаются. Что нам делать?
– Не унывайте и не отчаивайтесь! Поминайте в молитвах своего дедушку, подавайте за него милостыню.
Но главное – сами живите по совести и по Закону Божию: посещайте храм Божий, жизнью исполняйте Христовы Заповеди, исповедуйтесь в прегрешениях, любите друг друга, не осуждайте окружающих, читайте литературу о правильной духовной жизни – и, поверьте, нести жизненный крест будет легче, а главное – вы встанете на путь спасения своей души. Только не вините в своих несчастьях своего предка, это отвлечёт Вас от самого главного – личного покаяния и видения своих грехов, а, следовательно, и исправления.
– Мне 27 лет, я не замужем, и у меня нет детей. Соседи пригласили меня быть крёстной матерью у их девочки. А лучшая подруга, строго-настрого это запретила – в народе есть поверье, что незамужней девушке нельзя крестить первую девочку. Правда ли это?
– Это величайшее заблуждение и неправда. Во-первых, по строгим церковным правилам, женщине или девушке вообще положено быть крёстной только у девочек, а мужчинам – у мальчиков.
А, во-вторых, к будущему счастью крёстной это не имеет никакого отношения. Это очередные выдумки.
– Я не верю в то, что достойна счастья. Человек ко мне хорошо относится, а я подсознательно его отталкиваю, и выглядит это так, будто пренебрегаю им. Как поверить в себя? Не будет ли это гордостью?
– Вы – человек, созданный по образу и подобию Божию, поэтому оценивать себя с позиции «хорошая» или «плохая» неверно. Но Вы, как и все люди, грешны. В грехах необходимо горячо каяться, но покаяние – это не самоедство и самоуничтожение, это осознание своих грехов, исправление себя. Нужно не переживать о том, плохая Вы или хорошая, а быть благодарной людям за доброе к Вам отношение и не отталкивать человека, сделавшего Вам добро.
Люди очень часто бывают добры к нам не потому, что мы какие-то особенно хорошие, а просто потому, что они сами добрые. И вы будьте доброй к окружающим, как заповедовал нам Господь. В известной притче фарисей горделиво думал, что он лучше других, а мытарь смиренно молился: «Господи, милостив буди мне, грешному». Многие из нас, в отличие от фарисея, думают, что они хуже других, но не каются, подобно мытарю, потому что не имеют смирения и тёплой веры во всеобъемлющую любовь и всепрощающее милосердие Божие. Укрепляйтесь в вере, просите у Господа смирения и любви, молитесь и постоянно кайтесь в своих грехах, и милость Божия исцелит раны души. А то плохое, что видите в себе, старайтесь исправлять.
– Можно ли назвать малыша именем умершего деда с точки зрения Церкви?
– Обычно ребёнка называют при крещении именем святого, чья память чтится в этот или ближайшие дни. Или же родители особо почитают какого-либо святого, молились ему о даровании ребёнка. Если это имя совпадает с именем усопшего родственника, то это не имеет никакого значения. Верить, что это плохо, не следует.
– Скажите, пожалуйста, как бороться с плохими помыслами о ком-то, желанием осудить другого человека?
– О помыслах сказано: «Мы не можем запретить воронам летать у нас над головой, но не нужно им позволять вить у нас на голове гнездо». Не останавливайтесь долго на пришедшей мысли, кого-либо осуждающей, не рассматривайте её с разных сторон, развивая и углубляя осуждение, но начинайте молиться, во-первых, каясь в том, что осуждаете кого-то, во-вторых, о человеке, которого осуждаете.
– Можно ли подвергать себя испытаниям, если чувствуешь, что исповедью не очистился?
– Такой подход показывает, что мы не верим в то, что Бог нас простил, поэтому самоистязания есть вещь вредная во всех отношениях.
Другое дело епитимья, которую накладывает священник, но она не является страданием «в наказание» – это благочестивые упражнения, противоположные господствующему в нас греху (например, жадному человеку даётся епитимья раздавать милостыню без рассуждения и.т.д.). Богу не нужны наши страдания и боль, епитимью самому на себя налагать нельзя.