НЕ ДОВЕСТИ ДО СУДА

Территория закона

В январе 2011 года вступил в силу Закон Республики Беларусь №241-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства». В связи с этим  хозяйственное судопроизводство значительно изменилось. Сегодня о них нам рассказывает председатель хозяйственного суда Гомельской области, председатель Гомельского отделения общественного объединения «Белорусский республиканский  союз  юристов»,  заслуженный юрист Республики  Беларусь  Николай  Данченко.


– Внесённые изменения сделали упрощённые способы разрешения конфликтов (приказное производство и примирительная процедура) более привлекательными для сторон.  Это позволило уменьшить нагрузку на исковое производство, и у суда появилась возможность сосредоточиться на делах более сложных категорий. В то же время, увеличены ставки государственной пошлины за подачу имущественного иска, установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком.


Но, следует отметить, что субъекты хозяйствования недостаточно оперативно отреагировали на изменения, поэтому и выросло количество возвращённых исков.


– Какие же нарушения при обращении  в хозяйственный  суд  допускаются чаще?


– Во-первых, это непредоставление документов о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.


Согласно гражданскому законодательству до обращения в суд с иском по спорам следует соблюсти общее правило – обязательное предъявление претензии. Требования к её форме и содержанию установлены приложением к Хозяйственному процессуальному кодексу. Данный документ позволит субъектам хозяйствования во время досудебного урегулирования спора более конкретно выявить основания и предмет предъявляемых требований.
Направлять претензию получателю следует заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручать под роспись. В противном случае будет  сложно  доказать данный факт.


Что касается сроков ответа на претензию, то нередко стороны устанавливают его в тексте (например, указывая, что при неполучении  ответа в 10-дневный срок они будут вынуждены обратиться в хозяйственный суд). Вместе с тем, законодательством для рассмотрения претензии предоставляется один месяц со дня её получения и только договором может быть установлен другой срок. Таким образом, если иное не определено законодательством или сторонами в договоре, заявитель претензии, прежде чем обратиться в суд, должен ждать получения ответа в течение месяца.


Вторым, наиболее распространённым нарушением, допускаемым субъектами хозяйствования, является отсутствие документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, а также её уплата в меньшем размере, чем установлено законодательством, представление копий платёжного поручения без оригинальной отметки банка об их исполнении.


Следует отметить, что сегодня исковые заявления имущественного характера поделены на категории: до 3,5 млн рублей и от 3,5 млн рублей до 35 млн рублей. В связи с этим изменены и размеры госпошлины, которые составляют 535 тыс. рублей и 5% от цены иска (но не менее 535 тыс. руб.) соответственно. Расчёт госпошлины по требованиям свыше 35 млн руб. не изменился.


–  Изменения коснулись и упрощённого порядка?


– Да. В Хозяйственный процессуальный кодекс включены нормы о примирительной процедуре, которая может применяться по ходатайству одной или обеих сторон, а также  по инициативе суда на всех стадиях хозяйственного процесса (ранее процедура посредничества могла использоваться только в суде первой инстанции). Если при подаче иска стороны направляют в суд согласованное ходатайство о назначении примирителя, госпошлина уплачивается в размере 50% от установленной ставки.


В настоящее время рассматривается вопрос о создании внесудебной системы примирения (медиации) с привлечением к этой деятельности наиболее подготовленных  специалистов-хозяйственников, которые помогут выбрать оптимальный способ разрешения конфликта.


Расширен перечень оснований для рассмотрения дел в порядке приказного производства (без судебного разбирательства и вызова сторон, только по заявлению взыскателя). В него входят требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность), признаются  должником (не оспариваются), но не выполняются, или заявлены на сумму до ста базовых величин (3,5 млн руб.). При этом в сумму требований могут включаться пеня и проценты.


К заявлению о возбуждении приказного производства по требованиям до 3,5 млн руб. взыскатель может не прикладывать документы, подтверждающие их бесспорность или признание должником. Но при этом к нему должны быть приложены доказательства, которыми могут быть: договор, товарно-транспортные накладные, акт приёма-передачи, акт выполненных работ и др.


Уменьшился минимальный размер ставки госпошлины за рассмотрение заявлений о возбуждении приказного производства. Если сумма требования ниже 3,5 млн руб., госпошлина составляет 70 тыс. руб., если выше –  175 тыс. руб. 


Следует отметить, что данное производство очень экономично как для взыскателя, так и для должника.


– Николай Анатольевич, хотелось бы услышать несколько слов и об исполнительном производстве.


– Как я уже говорил ранее, новым  законодательством предусмотрены  положения о примирительной процедуре, которая может применяться на любой стадии хозяйственного процесса, в том числе и на стадии исполнительного производства. Появились новые основания не возбуждать исполнительное  производство, если компетентным органом принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) должника; не приложены доказательства о принятых мерах по бесспорному списанию денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством.


Кроме того, третье лицо (не взыскатель и должник) может узнать, является ли потенциальный контрагент (одна из сторон договора) должником по исполнительным производствам.  Такие сведения предоставляются на основании письменного заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя при условии уплаты государственной пошлины (3 базовые величины за сведения о каждом должнике).



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *