СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

Праздники и будни

Торговля — одно из самых древних занятий в истории человечества. Давным-давно она стала связующим звеном во взаимодействии разных стран и уголков всего мира. Это та движущая сила, которая не только помогает осуществлять куплю-продажу, но и является средством общения, школой компромиссов.


Потребительская кооперация сегодня – это хозяйственная система универсального типа. Входящие в неё организации осуществляют торговое обслуживание населения, производят потребительские товары, оказывают услуги, закупают сельскохозяйственную продукцию и сырьё, занимаются внешнеэкономической деятельностью, укреплением  материально-технической базы, подготовкой кадров. Потребительская кооперация Республики Беларусь объединяет более 150 тысяч пайщиков, обслуживает 550 тысяч сельского населения, содействует социальному и культурному развитию.


Несостоятельными оказались предсказания некоторых «доброжелателей», предрекавших неминуемый распад системы потребительской кооперации по причине неспособности адаптироваться к работе в рыночных условиях. Вот уж поистине нет пророка в своём Отечестве. В последние годы потребительская кооперация работает устойчиво, динамично. Она по-прежнему жизнеспособна, востребована обществом и государством. Накануне профессионального праздника мы встретились с председателем правления Брагинского райпо Светланой Чекан.


— Светлана Владиславовна, жизнь не перестаёт испытывать торговлю «на прочность». Как справляетесь с нынешней непростой ситуацией?


— Во времена  различных экономических катаклизмов наша сфера находится на острие жизни. Нам не привыкать, и бояться трудностей не приходится. Есть в магазинах необходимые товары, а цены не всегда зависят от продавца – есть ведь и производитель, который диктует свои условия. Где-то трудно психологически – по сути, находимся между молотом и наковальней.


—А конкуренцию ощущаете?


— С каждым годом растёт число частных предпринимателей.  На Брагинщине им принадлежит уже 21 торговое предприятие, но вместе с тем удельный вес райпо в обороте района – 72%. Значимая цифра. Надо отметить и то, что покупатель в большей степени рассчитывает на «государственную» (как её привыкли называть) торговлю и доверяет нам больше при покупке сложной бытовой техники, различных дорогостоящих товаров.
Кстати, по итогам работы в 2010 году наше райпо занесено на областную Доску почёта.


— Сколько предприятий обслуживает население?


— Магазинов – шестьдесят восемь, торговые площади составляют 3175 квадратных метров, предприятия общественного питания могут принять одновременно 286 человек.


— Такая сложная система требует постоянного внимания, тем более, что торговля – постоянно развивающееся явление, учитывающее конънюктуру рынка и запросы покупателей.


— За последние четыре года проведены ремонты, модернизация и реконструкция 27 предприятий, построены магазин «Белая Русь» и кафе «Весёлый попутчик». Мы заменили 14 единиц торгового и 91 – холодильного оборудования. Затрачено на эти цели больше трёх миллиардов рублей. Наиболее крупными были вложения в реконструкцию магазина «Юбилейный», ресторана «Берёзка», магазина №58 в райцентре, строительство объектов придорожного сервиса, переспециализацию бутербродной в кафе «Забель». Надо сказать, что, проводя реконструкцию, мы одновременно содействуем решению проблемы занятости населения –  создаём новые рабочие мест.


— А не возникает ли  в противовес кадровая проблема?


— От неё не избавимся, наверное, никогда, учитывая специфику работы. Если высшее и среднее звенья укомплектованы, то продавцы необходимы. И направляем на учёбу, и стараемся поддержать – получается не у всех, к глубокому сожалению. Сегодня мы готовы принять на работу одиннадцать продавцов.


— Какие особенности в обслуживании сельских жителей?


— Не во всех деревнях есть торговые точки, в  24 населённые  пункта приезжают два автомагазина, средний товарооборот каждого – около 40 миллионов рублей в месяц. По данному виду обслуживания район – один из первых в области.


— Вы занимаетесь и заготовительной деятельностью, расширяете ассортимент собственной продукции, производимой предприятиями общественного питания…


— Закладывая на хранение овощи, рассчитываем, чтобы обеспечить потребности покупателей, школьные столовые на весь зимний период. Только в предыдущем году за принятую сельскохозяйственную продукцию населению выплачено 33,6 миллиона рублей


В 2010 году предприятия общественного питания освоили и внедрили 25 видов новой продукции – от кондитерских изделий до суповых наборов.


— Говорят, главное правило продавца – «покупатель всегда прав»…


— И мы делаем всё возможное для удовлетворения запросов населения. А  для  удобства покупателей  в  торговых  точках  установлены  34  платёжных  терминала, сделано шесть пандусов.  Регулярно  проводятся акции, уценки, сезонные распродажи, которые пользуются неизменной популярностью.


Мы и дальше будем расширять спектр услуг. Сегодня перед коллективом стоят новые задачи:  по укреплению потребительской кооперации, повышению её престижа – трудные, но выполнимые.


— Успехов!


Беседовала Галина  ШЕВЧЕНКО



Пакінуць адказ