УЧИТЬ УЧИТЬСЯ

Общество

Накануне нового учебного года необходимо отметить, что мы последовательно осуществляем работу по повышению качества образования и развитию сферы, стараясь обеспечить доступность и высокое качество образования, совершенствуя систему идеологической и воспитательной работы, защищая права и законные интересы детей, которые находятся в социально опасном положении. То, что многие вопросы снимаются, – результат целенаправленной  деятельности и руководителей, и  педагогических коллективов.


Однако есть и ряд нерешённых проблем. Поэтому очень важно правильно, самокритично оценить работу, определить  приоритеты дальнейшей деятельности. Основные направления обозначены  в Программе развития системы образования района на 2011-2015 годы.
Сегодня в дошкольных учреждениях района обеспечен психологический комфорт и безопасность детей, есть возможность проявить творческие способностей в разных видах деятельности. Главное –  развивать  ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Работа по повышению качества дошкольного образования проводилась по следующим направлениям: охват детей дошкольным образованием, организация его новых форм на платной основе, создание здоровьесберегающей системы, выполнение установленных нормативов ресурсного обеспечения.


Мы достигли стопроцентного охвата  детей пятилетнего возраста подготовкой к школе. На начало учебного года планируется подвоз 92 дошкольников из 27 деревень. Принимаются меры по привлечению в детские сады детей из семей, находящихся в социально опасном положении.


Актуальными являются вопросы внедрения новых форм дошкольного образования. С сентября 2010 года на базе учреждения образования «Государственные ясли-сад №2 г.п. Брагина» создан дошкольный центр развития ребёнка. Здесь работает интегрированная группа для детей с особенностями психофизического развития. Расширился перечень образовательных услуг. Организована работа платных кружков в дошкольном центре развития ребёнка, в санаторных яслях-саде, Комаринских яслях-саде, Малейковском и Маложинском детских садах. На бесплатной основе работали группы кратковременного пребывания в Иолчанском, Малейковском, Маложинском, Селецком детских садах, в дошкольном центре развития ребёнка, санаторных яслях-саде, Комаринских яслях-саде. Но этот спектр образовательных услуг является недостаточным по сравнению с другими районами области.


Значительное внимание в 2010-2011 учебном году уделено профилактике детской заболеваемости. Предварительный анализ показывает, что в сравнении с предыдущим годом количество дней, пропущенных одним ребёнком по болезни в 2010 году, снижено в среднем более чем на 1,5.


Что касается общего среднего образования, то в соответствии с Законом Республики Беларусь «Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі» ведётся работа по совершенствованию обучения белорусскому языку. На новый уровень поставлена задача овладения учащимися иностранными языками. Уже сегодня необходимо начинать подготовку к сдаче выпускного экзамена по иностранному языку в 2012-2013 учебном году. Особый акцент педагогам следует делать на практическое овладение учащимися иностранным языком, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий.


Достижения мы, как правило, подтверждаем качественными и количественными показателями – итогами выпускных экзаменов, участием школьников в олимпиадах, поступлением в вузы, практически полной занятостью выпускников. Важно, чтобы учебное заведение не только давало знания, но и учило учиться. Повысить успеваемость – не самоцель школы, главное – помочь ребёнку состояться в жизни, стать успешным и востребованным.


Итоговая аттестация показала, что 42% выпускников Комаринской школы, 39%  Храковичской, 30%  Иолчанской  получили на экзаменах 7-10 баллов, а всего таких по району – 30,9%. Среди выпускников 9 классов 35% учащихся Микуличской школы, 31% учащихся гимназии и 30% учащихся Кривчанской школы получили на экзаменах 7-10 баллов (районный показатель – 11,7%).


В прошедшем учебном году выпускницей Комаринской школы Натальей Сетко получен аттестат особого образца и золотая медаль. Увеличено количество выпускников, получивших свидетельства о получении базового образования особого образца: в 2010 году их было два, в 2011 году – пять. Почти 14% выпускников отмечены  за особые успехи в изучении отдельных учебных предметов (62% – Храковичской школы, 32% – Комаринской, 27% – Иолчанской, 20% выпускников Малейковской школы).


О повышении качества знаний школьников свидетельствуют итоги выступления на этапах республиканской предметной олимпиады. Два года подряд учащиеся получают её дипломы, чего не было последние  десять лет. Диплома первой степени в 2010 году удостоена ученица Комаринской школы Ксения Пиляк (педагог – Мария Адамовна Музыкина).


Юные интеллектуалы Брагинщины радуют своими выступлениями и на областных предметных олимпиадах. По их результатам учащиеся района получили пять дипломов (четыре гимназиста и ученик Иолчанской школы). Эти достижения стали возможны благодаря профессионализму педагогов Анны Ивановны Бельченко, заместителя директора Иолчанской школы, Елены Дмитриевны Харько, учительницы немецкого языка и заместителя директора гимназии, Натальи Ивановны Тарасевич, учительницы химии и биологии гимназии, Сергея Александровича Алфимцева, учителя математики гимназии.


В последнее время улучшилось качество выступлений учащихся  в областных конкурсах и на конференциях. В областном этапе республиканского конкурса на лучшую летопись школы «Моя школа – часцінка майго жыцця» дипломами 3 степени отмечена коллективная работа учащихся Угловской школы (учитель – Людмила Иосифовна Ходосок) и работа ученика Микуличской школы (учитель – Светлана Вячеславовна Леоненко). Несмотря на это, конкурентный уровень учебных исследований остаётся невысоким.


По сравнению с прошлым годом результат централизованного тестирования несколько снизился: с 30 до 29 баллов. Лучшие результаты продемонстрировали выпускники Храковичской школы: средний балл – 43,8, учащиеся Иолчанской школы – 34,5. Улучшен данный показатель в Малейковской и Комаринской школах.


Одним из показателей качества образования является процент поступления выпускников в вузы. Наивысший он в  Храковичской (62%), Иолчанской (54%), Комаринской (31%) школах. В целом по району поступили в вузы 28% выпускников (в прошлом году – 27%), но этот показатель по-прежнему один из низких в области.


Для изменения ситуации необходимо принять действенные меры по улучшению результатов учебной деятельности, а это возможно только при условии ежедневного кропотливого труда каждого педагога и руководителя.


Развитие образования предусматривает использование электронных средств обучения. В учреждениях они имеются по всем учебным предметам, однако, как показывает анализ, работа по  применению проводится не везде. Целенаправленная деятельность по данному направлению позволяет не только поддерживать выполнение стандарта в каждом учреждении образования, но и увеличивает возможности использования Интернета  (все учреждения образования к нему подключены).


Качественный образовательный процесс и систему воспитательной работы невозможно организовать без квалифицированных кадров.  Многие педагоги повысили свою квалификационную категорию (30,6% – высшая).


Улучшилась обеспеченность школ учителями математики, физики, физической культуры, но  по-прежнему не хватает преподавателей иностранных языков, информатики, специалистов в системе дошкольного образования.


К началу учебного года в район прибыл 41 молодой специалист. Первоочередной задачей руководителей учреждений совместно с исполнительной и распорядительной властью является создание необходимых  условий для молодых педагогов.


В этом году по целевым договорам на педагогические специальности в высшие и средние учебные заведения направлено восемь выпускников школ района.


Как известно, совершенствованию образовательного процесса, повышению качества образования способствует соответствующая материально-техническая база. Всего по Государственной программе возрождения и развития села для проведения ремонтных работ учреждениям образования района выделено в 2011 году 840 миллионов  рублей.  Мы используем не только бюджетные ассигнования, но и дополнительные источники финансирования: внебюджетные поступления, спонсорскую, шефскую, гуманитарную помощь.


В предстоящем учебном году необходимо продолжить работу по реализации государственных программ развития дошкольного и общего среднего образования.


Мы выбрали для себя нелёгкую, но очень важную  профессию. От результатов нашей работы во многом зависит стабильность в обществе, реализация важнейших государственных программ, общее благополучие. Компетентность, верность служебному долгу, принципиальность, честность и ответственность всегда были залогом эффективности работы системы образования.


Александр КОЛЕСАН,
начальник отдела  образования райисполкома



Пакінуць адказ