С ВЕРОЙ В ДУШЕ ВСТРЕТИТЬ РОЖДЕСТВО

Грамадства

Рождественский пост (начинается 28 ноября) — первый из четырёх годовых постов, установленных Церковью для подготовки встречи великих праздников: Рождества Христова, Пасхи, святых правоверных апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. Его называют также Филипповским, так как он начинается на другой день после празднования памяти святого апостола Филиппа (27 ноября). Продолжается сорок дней, до 6 января, и поэтому ещё носит и название Четыредесятницы, но только малой, в отличие от Великой Четыредесятницы Великого поста.


Обычай освящать постом время приготовления к великим праздникам восходит к практике древней Церкви. Уже в Постановлениях Апостольских мы находим указания на посты Великой Четыредесятницы и Страстной седмицы, служащие приготовлением к празднику Пасхи.  Несколько позднее появляются другие посты. Во всяком случае, уже в 4-5 веках церковная практика знает все четыре, которыми запечатлены времена года. «Самое хранение воздержания, — говорит об этом святой Лев Великий, — запечатлено четырьмя временами, дабы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда должно нам стараться истреблять грех, который бренностью плоти и нечистотою пожеланий приумножается».


В этих словах святого Льва мы находим не только свидетельство о древности установления четырёх постов, но также указание и на их духовно-нравственный смысл и значение, как средств очищения души и истребления грехов. Мы знаем, что в аскетической практике христианских подвижников пост признаётся одним из самых действенных средств очищения и обновления человеческой души. Он заповедан Самим Христом Спасителем, Который после Своего крещения сорок дней постился в пустыне и Своим ученикам дал заповедь поста.


По учению святых отцов, обновление души и восхождение её к Боговидению не может быть достигнуто одним только воздержанием от пищи. Истинный пост наряду с этой внешней телесной стороной имеет также и внутреннюю, духовную, состоящую в воздержании от страстей. В Добротолюбии сказано: «Пост не ограничивается одною скудостию питания, но требует воздержания и от всего худого, как изрекли святые отцы наши. Будем же воздерживаться от уныния, лености, зависти, рвения, злонравия, самоугодия, своенравия; воздержимся и от похотей плотских. Будем работать своими руками. Друг друга тяготы носить, наипаче же постараемся быть друг ко другу благи, милосердны, кротки, благопокорливы, исполнены милости и плодов благих, и мир Божий, превысший всякого ума, соблюдёт сердца ваши и мысли ваши во Христе Иисусе».


Рождественский пост, как и все другие посты, характеризуется прежде всего определёнными правилами воздержания от пищи. В этом отношении он по строгости уступает не только Великому, но также и Успенскому посту. Церковный устав предписывает в дни Рождественского поста следующие правила воздержания:



  • в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение, то есть не разрешается вкушение вареной пищи, Есть разрешено один раз в день;

  • во вторник и четверг назначена средняя степень воздержания, так называемое разрешение вина и елея;

  • в субботу и воскресенье назначена самая лёгкая степень поста — разрешение на рыбу.

Особенно выделяются в отношении строгости поста последние дни его, начиная с 2 января, соответствующие по своему духовному смыслу и богослужебному строю Страстной седмице. В эти дни уставом безусловно запрещено вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье, если они приходятся на этот промежуток поста.  В последний день, 6 января, именуемый в уставе «навечерием Рождества Христова», предписывается самый строгий пост, то есть полное воздержание от пищи до отпуста Рождественской вечерни.


Наряду с воздержанием от пищи Святая Церковь в течение Рождественского поста, как и в другие посты, запрещает совершение таинства брака. Запрещается в эти дни также участие в каких-либо светских увеселениях. Будем помнить, что без поста, соединённого с искренним покаянием в своих грехах, невозможно по-настоящему воспринять смысл праздника Рождества Христова.


Священник Ростислав БОНДАРЕНКО,
настоятель Маложинской во имя Казанской иконы
Божией Матери церкви



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *