Церковь – организация, Богом установленная

Общество

Январь – месяц праздников. Среди них Рождество Христово и Крещение Господне являются одними из значимых для православных христиан. Они как-то по-особому озаряют своим светом  души людей. Накануне Крещения состоялся разговор с настоятелем прихода храма Казанской иконы Божией матери в д. Маложине иереем Ростиславом Бондаренко.


– Отец Ростислав, совсем недавно Вы приняли приход. Ваше мнение о прихожанах. Ходят ли жители Маложина и окрестных деревень в церковь?


– В приход входят все населённые пункты Чемерисского и Маложинского сельских Советов, за исключением Дублина, а также временно переданные мне преосвященным Стефаном, епископом Туровским и Мозырским, близлежащие населённые пункты Лоевского района. Я не очень удовлетворён тем количеством верующих, которые регулярно ходят в церковь. Из  Маложина регулярно посещают службы 2-4 человека,  а в большие праздники –  не  более пятнадцати. Из некоторых  деревень прихода вообще никого за всё время не было. А  основу  прихода составляют жители деревень Севки и Майска. В  общей сложности ситуация  неудовлетворительная. Но духовным  состоянием тех, кто посещает   церковь,  я  удовлетворён.


– Кто должен проводить работу среди населения прихода, чтобы оно всё-таки пошло в церковь?


– Естественно, священник. Он должен проводить миссионерскую деятельность вне церкви во время освящения, погребения и других треб. Есть два пути прихода к Господу: когда человек приходит сам или какое-то горе заставляет его задуматься над смыслом жизни.


– Какой контингент Ваших прихожан?


– Это люди за 45 лет. Хотя от случая к случаю посещают церковь и более молодые. Приходят и дети, но это в основном внуки тех, кто регулярно присутствует на всех службах. Постоянных прихожан из молодёжи нет, кроме одной девушки, живущей недалеко от церкви.


– Какой из церковных обрядов наиболее популярный среди ваших прихожан?


– Наиболее популярно, с чувством сожаления говорю, погребение. Обращаются почти 100% прихожан. Все остальные обряды отступили на задний план. Каждый должен крестить своего ребёнка до 40 дней. Но здесь отношение прихожан в большинстве не как к таинству, а как к обряду, потому что крестят и после сорока дней, а некоторые и через два года, и больше. Кстати, обряды, связанные  с последствиями погребения – 3, 9 дней – с точностью выполнили только 5 человек.


– Но, наверное, всё упирается в финансовые возможности людей?


– Я не думаю. Погребение стоит 150 тысяч рублей, а панихида – 30 тысяч. К слову, независимо от того, пришли родственники в церковь на 3, 9 дней или нет, я тех, кого хоронил, поминаю. Но поражает отношение близких родственников. Это мы видим и на примере захоронений. Если к Радунице все могилы прибраны, то в остальные дни кладбища приходят в запустение. А есть же и другие даты: дата смерти, например, или Дни поминовений. И совсем уж грустно становится, когда кладбище, например, в Береснёвке, приезжали убирать из Брагина. А жители что, совсем немощные? Или родственников у тех, что покоятся на кладбище, совсем не осталось? Это касается и Маложина, и Чемерис, и других деревень.


– Здесь больше зависит от воспитания родителями у детей чувства ответственности за свой род, привития им высоких духовных ценностей. И видим: есть проблемы. Как вы думаете?


– Проблемы есть. «Сова не родит сокола, а родит такого, как сама», – гласит народная мудрость. Всё зависит от того, кто воспитывает. Мы не помним своего родства. Где в семье воспитание на уровне, там и дети стараются подражать родителям.


– А как Вы воспитываете своих детей, которых у Вас трое?


– Воспитываю в рамках православия, чтобы из них выросли добрые христиане.


– А не получается, что Вы лишаете их детства?


–  Нет. Я не запрещаю, например, дочке смотреть мультфильмы или какие-то другие развлечения, игрушки. Служение Богу не накладывает ограничений и не состоит из одних лишь запретов. Есть понятие добра и зла. Стараюсь прививать своим детям понятие добра. Учу их, что хорошо и что плохо, что надо сделать, чтобы было хорошо не только тебе, но и окружающим, и чего не надо делать ни при каких обстоятельствах, чтобы не причинить боль сестре, брату, маме, папе. Ребёнок  должен понимать грань между добром и злом. И стараться её не переходить.


– В сознании многих из нас понятие веры связано с соблюдением ряда церковных ритуалов, выполнить которые многие просто не готовы. Можно ли считать верующим того, кто не соблюдает посты или не посещает церковь?


– Что значит, не готовы? Не хотят? Или стали на путь искания? Это беда, когда мы говорим, что у нас Бог в душе. Но в душе мы не хотим получать зарплату. В душе мы не хотим одеваться, есть и т.д. Отношение к себе и своим близким мы строим не в душе, а на конкретных обязательствах. А почему-то отношение к Богу строим в душе, забывая то, что церковь – организация, Богом установленная. Сам Господь является основателем церкви. Если мы хотим быть с Христом, с Богом, то мы должны быть в церкви. Главная цель христиан – войти в Царствие небесное. Господь глядит не на лицо человека, а на сердце человеческое. А сердце человеческое каким  рубилом можно обтесать? Только через соблюдение заповедей. Поэтому мы должны выбирать: или мы просто верующие, или мы христиане. Другого не дано.


– Приходят ли к Вам люди на исповедь?


– Конечно. В начале поста может быть и двадцать человек. А так – от двух до пяти.


– Не создаётся ли ощущения, что люди погрязли в грехах?


– Чтобы сделать такой вывод, не обязательно идти на исповедь. Достаточно посмотреть телевизор, почитать газеты. Сколько совершается преступлений, абортов! Захожу на погребение, а в прихожей стоит пять, шесть ящиков водки. А на панихиду в церкви жалко денег. А дорогие венки, которые через месяц, два придут в негодность? Не лучше ли эти деньги потратить на благое дело: за упокой души оказать помощь ближнему, попавшему в беду? А человек, который приходит на исповедь, не заслуживает осуждения. Он заслуживает внимания и участия.


– А оказывает церковь безвозмездную помощь?


– По мере возможностей мы стараемся помогать тем, кто в помощи нуждается. В течение года истратили на  благие цели более трёх миллионов рублей.


– Что Вы пожелаете своим прихожанам и всем жителям района накануне Крещения Господня?


– Этот праздник имеет несколько названий: Богоявление, Просвещение. Желаю просвещения наших сердец, чтобы мы задумались над духовным спасением. Дай Бог каждому из нас как можно раньше услышать голос своей души. Как сказал Господь: «Дай мне своё сердце, а всё остальное я тебе дам сам».


Беседовал Николай ЧЕРНОБАЙ



Пакінуць адказ