Январь – месяц праздников. Среди них Рождество Христово и Крещение Господне являются одними из значимых для православных христиан. Они как-то по-особому озаряют своим светом души людей. Накануне Крещения состоялся разговор с настоятелем прихода храма Казанской иконы Божией матери в д. Маложине иереем Ростиславом Бондаренко.
– Отец Ростислав, совсем недавно Вы приняли приход. Ваше мнение о прихожанах. Ходят ли жители Маложина и окрестных деревень в церковь?
– В приход входят все населённые пункты Чемерисского и Маложинского сельских Советов, за исключением Дублина, а также временно переданные мне преосвященным Стефаном, епископом Туровским и Мозырским, близлежащие населённые пункты Лоевского района. Я не очень удовлетворён тем количеством верующих, которые регулярно ходят в церковь. Из Маложина регулярно посещают службы 2-4 человека, а в большие праздники – не более пятнадцати. Из некоторых деревень прихода вообще никого за всё время не было. А основу прихода составляют жители деревень Севки и Майска. В общей сложности ситуация неудовлетворительная. Но духовным состоянием тех, кто посещает церковь, я удовлетворён.
– Кто должен проводить работу среди населения прихода, чтобы оно всё-таки пошло в церковь?
– Естественно, священник. Он должен проводить миссионерскую деятельность вне церкви во время освящения, погребения и других треб. Есть два пути прихода к Господу: когда человек приходит сам или какое-то горе заставляет его задуматься над смыслом жизни.
– Какой контингент Ваших прихожан?
– Это люди за 45 лет. Хотя от случая к случаю посещают церковь и более молодые. Приходят и дети, но это в основном внуки тех, кто регулярно присутствует на всех службах. Постоянных прихожан из молодёжи нет, кроме одной девушки, живущей недалеко от церкви.
– Какой из церковных обрядов наиболее популярный среди ваших прихожан?
– Наиболее популярно, с чувством сожаления говорю, погребение. Обращаются почти 100% прихожан. Все остальные обряды отступили на задний план. Каждый должен крестить своего ребёнка до 40 дней. Но здесь отношение прихожан в большинстве не как к таинству, а как к обряду, потому что крестят и после сорока дней, а некоторые и через два года, и больше. Кстати, обряды, связанные с последствиями погребения – 3, 9 дней – с точностью выполнили только 5 человек.
– Но, наверное, всё упирается в финансовые возможности людей?
– Я не думаю. Погребение стоит 150 тысяч рублей, а панихида – 30 тысяч. К слову, независимо от того, пришли родственники в церковь на 3, 9 дней или нет, я тех, кого хоронил, поминаю. Но поражает отношение близких родственников. Это мы видим и на примере захоронений. Если к Радунице все могилы прибраны, то в остальные дни кладбища приходят в запустение. А есть же и другие даты: дата смерти, например, или Дни поминовений. И совсем уж грустно становится, когда кладбище, например, в Береснёвке, приезжали убирать из Брагина. А жители что, совсем немощные? Или родственников у тех, что покоятся на кладбище, совсем не осталось? Это касается и Маложина, и Чемерис, и других деревень.
– Здесь больше зависит от воспитания родителями у детей чувства ответственности за свой род, привития им высоких духовных ценностей. И видим: есть проблемы. Как вы думаете?
– Проблемы есть. «Сова не родит сокола, а родит такого, как сама», – гласит народная мудрость. Всё зависит от того, кто воспитывает. Мы не помним своего родства. Где в семье воспитание на уровне, там и дети стараются подражать родителям.
– А как Вы воспитываете своих детей, которых у Вас трое?
– Воспитываю в рамках православия, чтобы из них выросли добрые христиане.
– А не получается, что Вы лишаете их детства?
– Нет. Я не запрещаю, например, дочке смотреть мультфильмы или какие-то другие развлечения, игрушки. Служение Богу не накладывает ограничений и не состоит из одних лишь запретов. Есть понятие добра и зла. Стараюсь прививать своим детям понятие добра. Учу их, что хорошо и что плохо, что надо сделать, чтобы было хорошо не только тебе, но и окружающим, и чего не надо делать ни при каких обстоятельствах, чтобы не причинить боль сестре, брату, маме, папе. Ребёнок должен понимать грань между добром и злом. И стараться её не переходить.
– В сознании многих из нас понятие веры связано с соблюдением ряда церковных ритуалов, выполнить которые многие просто не готовы. Можно ли считать верующим того, кто не соблюдает посты или не посещает церковь?
– Что значит, не готовы? Не хотят? Или стали на путь искания? Это беда, когда мы говорим, что у нас Бог в душе. Но в душе мы не хотим получать зарплату. В душе мы не хотим одеваться, есть и т.д. Отношение к себе и своим близким мы строим не в душе, а на конкретных обязательствах. А почему-то отношение к Богу строим в душе, забывая то, что церковь – организация, Богом установленная. Сам Господь является основателем церкви. Если мы хотим быть с Христом, с Богом, то мы должны быть в церкви. Главная цель христиан – войти в Царствие небесное. Господь глядит не на лицо человека, а на сердце человеческое. А сердце человеческое каким рубилом можно обтесать? Только через соблюдение заповедей. Поэтому мы должны выбирать: или мы просто верующие, или мы христиане. Другого не дано.
– Приходят ли к Вам люди на исповедь?
– Конечно. В начале поста может быть и двадцать человек. А так – от двух до пяти.
– Не создаётся ли ощущения, что люди погрязли в грехах?
– Чтобы сделать такой вывод, не обязательно идти на исповедь. Достаточно посмотреть телевизор, почитать газеты. Сколько совершается преступлений, абортов! Захожу на погребение, а в прихожей стоит пять, шесть ящиков водки. А на панихиду в церкви жалко денег. А дорогие венки, которые через месяц, два придут в негодность? Не лучше ли эти деньги потратить на благое дело: за упокой души оказать помощь ближнему, попавшему в беду? А человек, который приходит на исповедь, не заслуживает осуждения. Он заслуживает внимания и участия.
– А оказывает церковь безвозмездную помощь?
– По мере возможностей мы стараемся помогать тем, кто в помощи нуждается. В течение года истратили на благие цели более трёх миллионов рублей.
– Что Вы пожелаете своим прихожанам и всем жителям района накануне Крещения Господня?
– Этот праздник имеет несколько названий: Богоявление, Просвещение. Желаю просвещения наших сердец, чтобы мы задумались над духовным спасением. Дай Бог каждому из нас как можно раньше услышать голос своей души. Как сказал Господь: «Дай мне своё сердце, а всё остальное я тебе дам сам».
Беседовал Николай ЧЕРНОБАЙ