КАК РАЗРЕШИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ

Территория закона

Около трети всех обращений по вопросам земельных отношений составляют споры землепользователей, чаще всего – по прохождению границ земельных участков. Хотелось бы довести до сведения граждан, что законодательством установлен порядок их разрешения, в том числе местными исполнительными комитетами. По результатам рассмотрения принимаются конкретные решения.


Статьёй 92 Кодекса Республики Беларусь о земле чётко определено, какие из земельных споров находятся в компетенции судебных органов, какие – исполнительных комитетов. Разобраться в тонкостях этих отношений нам помогает и.о. начальника землеустроительной службы Юлия Снитко.


–  Юлия  Геннадьевна,  расскажите, какие  споры  относятся к  земельным?


– Это споры между субъектами земельных отношений в связи с действительным или полагаемым нарушением их  прав и законных интересов. Законодательство выделяет два их вида: по поводу владения и пользования землёй и имущественные (разрешаются только в судебном порядке). К последним относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, их наследованием, конфликты между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков. В судебном порядке в соответствии со статьёй 45 Кодекса Республики Беларусь о земле по иску заинтересованного лица рассматриваются вопросы по установлению земельного сервитута.


–  Поясните, пожалуйста, смысл этого понятия.


– Земельный сервитут – это установленное право пользования чужим имуществом в определённых пределах. Например, право прохода, проезда через соседний участок земли.


Все иные земельные споры разрешаются местными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией и (или) судом.


– Что нужно сделать, чтобы возбудить производство по рассмотрению земельного вопроса?


– Подать заявление одной из заинтересованных сторон. При рассмотрении необходимо присутствие всех заинтересованных лиц или их представителей. Они должны быть уведомлены о времени и месте разрешения земельного спора не позднее,  чем за три дня.


В случае неявки одной из сторон, если не поступило заявление о принятии решения в её отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а  срок его рассмотрения приостанавливается.


Но обращаю внимание на то, что неявка без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения заявления.


– Какими  правами наделены стороны?


– Образованная исполнительным комитетом комиссия готовит акты обследования земельных участков, картографические материалы с их границами, копии градостроительной документации и иные материалы.


Каждая из сторон имеет право знакомиться с ними, делать выписки или снимать копии, представлять документы и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайства и доводов другой стороны, получать копию решения по земельному спору, а также обжаловать его.


– В какой срок земельный спор должен быть рассмотрен?


– Не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор, не требующий дополнительного изучения и проверки, – не позднее пятнадцати дней. При необходимости исполнительный комитет может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя.


По результатам рассмотрения земельного спора местная власть принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей. Не позднее пяти рабочих дней документ направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.


– А если стороны или одна из них не согласны с решением?


– Она вправе обжаловать его и обратиться  в вышестоящий исполнительный комитет или в суд в течение одного месяца со дня получения копии. Обжалование решения приостанавливает его исполнение.


– А если решение  не  только  не было обжаловано в установленный срок, но и не исполняется одной из сторон?


– В этом случае исполнение обеспечивается исполнительным комитетом или иными государственными органами в соответствии с их компетенцией. То есть заинтересованная  сторона, получив ответ по земельному вопросу, даже если другая не согласна с решением, но и не обжаловала, вправе требовать его исполнения. Например, если это спор о прохождении границ земельного участка, то организацией по землеустроительству эти границы будут установлены, и  гражданин сможет получить правоудостоверяющие документы на него.


– Рассматриваются ли споры по прохождению  границ земельных участков между смежными землепользователями, если правоудостоверяющие документы имеет одна из сторон?


– Напомню, что согласно ст. 21 Кодекса Республики Беларусь  о земле правоудостоверяющим документом на земельный участок  является свидетельство о государственной регистрации. Согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» государственная регистрация создания недвижимого имущества (земельного участка в установленных границах) может быть признана недействительной только в судебном порядке.


Чтобы рассматривать спор о прохождении границы земельного участка, если фактически на местности она соответствует правоудостоверяющим документам, необходимо в судебном порядке отменить государственную регистрацию создания земельного участка и возникновения прав на него. Поэтому в таких случаях заявителю даётся разъяснение о необходимости обращения в суд. Если в соответствии с решением суда государственная регистрация будет отменена, земельный спор о прохождении границ может быть рассмотрен в установленном порядке.


Беседовала  Нина СИНИЛОВА



Пакінуць адказ