КОНФЛИКТ МЕЖДУ ВОДИТЕЛЕМ И ПЕШЕХОДОМ НУЖНО РЕШАТЬ СООБЩА

Территория закона

Гибель участников дорожного движения является одной из острейших социально-экономических проблем, которые стоят перед мировым сообществом. Актуальной  она  остаётся и для Беларуси.


Уровень смертности в ДТП в мировом масштабе сравним с уровнем смертности от малярии и туберкулёза. К примеру, число заболевших туберкулёзом увеличивается со скоростью 1% в год, а число пострадавших в  ДТП,  по прогнозам, увеличится к 2020 году более чем на 65%.


Дорожно-транспортный травматизм существует повсеместно, но незаметно. Обычно смерти и травмы, полученные в результате таких аварий, остаются неизвестными большей части общества. Это скрытая эпидемия. Сотни тысяч ДТП воспринимаются как разрозненные отдельные события, печальные для тех, кого они затрагивают, но не создающие информационного повода  в отличие от крушения поездов или авиакатастроф, которые почти всегда подаются как сенсационные новости.


Безопасности дорожного движения не придают значения также потому, что смертность и травматизм в результате ДТП являются  незапланированными побочными явлениями, которые просто сопровождают развитие транспортных систем. Требования безопасности воспринимаются скорее как дополнительные факторы, нежели как обязательные, которые следует учитывать при разработке дорожной инфраструктуры.


В 2011 году в Гомельской области зарегистрировано 745 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 174 человека погибли и 816  получили ранения. По сравнению с 2010-м количество ДТП сократилось на 102, число раненых уменьшилось на 48 человек, однако  на  8 стало больше  погибших.


Основные виды дорожно-транспортных происшествий:


• наезды на пешеходов – 299 (56 человек погибли и 260 ранены);
• лобовые столкновения – 104 (39 человек погибли, 164 ранены);
• опрокидывание – 105 (26 человек погибли, 124 ранены);
• наезды на препятствия – 76 (21 человек погиб, 92 ранены);
• наезды на велосипедистов – 45 (14 человек погибли, 32 ранены);
• столкновения на пересечении дорог – 44 (3 человека погибли, 62 ранены);


По вине пешеходов произошло 125 ДТП, в результате которых 34 человека погибли, 94  травмированы.


Основные причины ДТП по вине водителей:


• нетрезвое состояние – 149 (47 человек погибли, 173 травмированы);
• превышение скорости движения – 127, 43 человека погибли (140  травмированы);
• управление транспортным средством без прав – 112 (21 человек погиб, 136  травмированы);
• нарушение правил проезда пешеходных переходов – 106 (10 человек погибли, 103 травмированы);
• нарушение проезда перекрёстков – 72 (5 человек погибли, 97  травмированы);
• выезд на полосу встречного движения – 55  (29 человек погибли, 88 травмированы);
• нарушение правил маневрирования – 62  (15 человек погибли, 63 травмированы).


Водители скрылись с места совершения 82-х аварий. В них погибли 18 человек,  79 получили травмы. Не раскрытыми остались 9 ДТП.


С участием детей в возрасте до 16 лет зарегистрировано 69 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 4 ребёнка погибли, 74 получили ранения. По вине самих детей произошло 18 аварий.


Категории пострадавших в авариях детей:


• пешеходы: 33 ДТП (3 человека погибли, 31 ранен);
• пассажиры: 30 ДТП (1 человек погиб, 37 ранены);
• велосипедисты: 4 ДТП (4  человека ранены);
• водители: 2 ДТП (2 человека ранены).


РАБОТА  ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ


Годом безопасности дорожного движения был назван  2007-й.  Основная  цель –  снижение  количества погибших в результате ДТП минимум на 100 человек по сравнению с предыдущим годом. Реализация  Программы «Минус 100» позволила добиться положительных результатов: сегодня по отношению к уровню смертности в 2006-м – 572 сохранённые жизни.


За 4 года действия программы выявлены некоторые тенденции и вскрыты наиболее актуальные проблемы, которые пока не удаётся решить. Основная среди них – конфликты между водителями и пешеходами.  Как следствие: 


– массовые нарушения правил проезда пешеходного перехода;
– взаимная агрессия и непонимание;
– высокое число ДТП с участием нетрезвых (как водителей, так и пешеходов);
– гибель детей.


В 2011 году стартовала новая республиканская программа «Взаимопонимание», направленная на создание условий максимальной защищённости участников дорожного движения. Аккумулируя в себе всё самое лучшее из предыдущих форм и методов работы по профилактике травматизма, она ставит целью  выйти на более эффективный и  качественный уровень взаимодействия и комплексного решения проблемы.  Следует отметить, что задача снижения аварийности на дорогах  стоит не только перед подразделениями Министерства внутренних дел, но и перед представителями других ведомств и организаций.


НЕТРЕЗВЫМ  ВОДИТЕЛЯМ


НЕ  МЕСТО  НА  ДОРОГЕ


В августе 2011 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь №497, которым  утверждён  порядок освидетельствования граждан для выявления состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. С этого времени нетрезвым считается человек, в крови или выдыхаемом воздухе которого обнаружено абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более промилле, а также при наличии паров абсолютного этилового спирта концентрации 150 и более микрограммов на 1 литр выдыхаемого воздуха.


Согласно ранее действующему Кодексу об административных правонарушениях можно было сократить срок лишение права управления транспортными средствами по ходатайству  трудового коллектива.  Сегодня  данная  норма отсутствует. Чтобы  вернуть  удостоверение, водители  должны пересдать теоретический  и  практический экзамены.


Следует отметить, что генеральным прокурором Республики Беларусь дано указание  усилить  ответственность лиц, виновных в преступлениях, связанных с  управлением  транспортными   средствами   в   нетрезвом состоянии.


Александр ХМЕЛЕНОК,
начальник отделения ГАИ Брагинского РОВД



Добавить комментарий