Высокую человечность – через всю жизнь

Грамадства

Принято считать, что влияние женщин на ход истории, их вклад в развитие цивилизации намного скромнее, чем мужчин. Да, женщины не руководили государствами, не вели армии в сражения, но они сделали больше – они дали жизнь и монархам, и полководцам, и миллиардам тех, кто составляет сильную половину человечества. Быть матерью, хранительницей семейного очага, основы основ государства – не менее, а то и более кропотливый труд, чем победить при Ватерлоо. Но женщины сегодня ещё и славные труженицы, они добиваются на своём поприще таких трудовых побед, которые часто не уступают, а то и превосходят мужские. А что до силы духа, жизненной стойкости, то нам, мужчинам, у них надо учиться.   


В 1954 году в деревню Алексеевку после окончания Гомельского учительского института приехала молодая учительница математики Валентина Марцевич. Как раз в этом году из восьмилетки школа начала преобразовываться в десятилетку – восьмиклассники получили возможность получить среднее образование, а первый выпуск десятого класса состоялся в 1956 году.


– Учащихся было много, – вспоминает Валентина Петровна, – около пятисот человек, а помещений мало, всего четыре классные комнаты. Поэтому один из классов был размещён на почте, другой – в аптеке, третий – в сельсовете и два класса – в частных домах техработников школы. Проведёшь урок в сельсовете, потом бежишь на урок в аптеку, а потом  – в школу, сельсовет, на дом. И так каждый день. Занимались в две смены, а меня ещё и директором вечерней школы назначили. Запарки хватало.


Здесь, в Алексеевке, встретила она свою любовь – Михаила Рудника, который на то время работал инспектором отдела кинофикации в Пуховичском районе. Бывшему офицеру приглянулась симпатичная, жизнерадостная девушка, и он предложил ей, как говорится, руку и сердце. В 1956 году поженились. Жить в Пуховичах, Валентина Петровна наотрез отказалась, так ей не понравилось это место, а больше из-за того, что к тому времени успела душой прикипеть и к Алексеевке, и к её жителям, и особенно к школе, коллегам, детям. Сказала мужу, чтоб выбирал между своей работой и ёй, тем самым проверила на прочность не только его любовь, но и свою верность на всю жизнь Брагинщине. Так из Марцевич она стала Рудник.


Нельзя сказать, что жизнь её была лёгкой и безоблачной. Скорее, наоборот: однажды появившись в детстве, мрачное грозовое облако час от часу наведывалось к ней, испытывая её на прочность.


В 1941 году Пётр Марцевич, попрощавшись с женой Сашей и дочерьми, ушёл на войну, с которой так и не вернулся, а его семья оказалась под немцем. Правда, немцы в деревню не заезжали, боялись партизан. Деревня Старая Буда, что находится в 15 километрах от Буда-Кошелёва, располагалась в лесу, который раскинул свои зелёные шатры на многие километры. С первых дней оккупации в этом лесу появились партизанские отряды, которые вели ожесточённую борьбу с фашистами. Десятилетняя Валя видела немцев дважды. Первый раз – в 1941, когда   они проезжали через деревню, продвигаясь на восток, а второй – зимой 1943 года, когда жалкие, какие-то уже порядком поизносившиеся, отступали. На дворе стоял сильный мороз, и им уже было не до войны. Тогда же, в 1944, а Вале исполнилось на тот момент тринадцать лет, ей и её сверстникам партизаны дали поручение считать количество техники, проходящей через деревню, солдат и сообщать об этом через связного в отряд. Подростки задание выполнили.


– Валентина Петровна, а как партизаны вели себя с мирным населением? Сегодня встречаются публикации, рассказывающие о случаях мародёрства партизан. Так ли это?


– За всё время, что мы находились в партизанской зоне, я не припомню такого. Партизаны были  хорошими людьми. А вот под видом партизан  мародёры из местных ходили. Один раз зашли и к нам. Мамы дома не было. А эти  наставили на меня винтовку и требуют, чтоб показала, где мама добро спрятала. Я испугалась и повела в сарай, к тому месту, где оно было закопано. Мама очень расстроилась.


Когда оккупантов прогнали, появилась новая напасть – тиф.


– Заболела и умерла мамина сестра, – вспоминает Валентина Петровна. – Троих её маленьких детей мама не отдала в приют, забрала к себе. Так наша семья выросла. Жили мы дружно, ходили в школу, помогали маме по хозяйству. Но в 1945 году, летом, мамы не стало. Тот день с утра был ясный, солнечный. Я пришла из леса, набрала грибов. В соседней деревне их меняли на соль: очень большим дефицитом она была. Мама принарядилась, взяла грибы и пошла. А после обеда небо заволокло тучами – и такая гроза началась, что всё небо полыхало. К вечеру мама не вернулась. Уже и коров пригнали, а её всё нет. Подоила корову, поджидаю маму. А корова так ревёт, так себя неспокойно ведёт! Я себя успокаиваю тем, что мама, наверное, осталась у знакомых переночевать. А утром пастушок спрашивает, дома ли моя мама. Отвечаю, что нет. Так он мне рассказывает, что видел, как мимо мельницы в сторону нашего села шёл какой-то человек, а после удара молнии его уже не   было видно. Немного погодя пришли женщины и сообщили, что моей мамы уже нет, что её убило молнией. Так мы и остались одни. Я – самая старшая. К тому времени уже окончила семь классов, а дальше как учиться  кому-то надо на хлеб зарабатывать, малышню на ноги поднимать. Пришлось два года в колхозе отработать. Продолжить учёбу помог случай в облике папиного друга, который работал военкомом в Могилёве. Он меня убедил продолжить учёбу. Подала документы в восьмой класс, очень переживала, что не примут, как-никак два года перерыв. Приняли. Учителя помнили меня, какой я была хорошей ученицей.


– Училась хорошо, – продолжает она, – особенно нравилось писать сочинения. Напишу, бывало, а Терентьевич, так звали нашего языковеда, ходит потом по классам и читает моё сочинение. Очень обиделся, что не пошла на  филфак. А я мечтала стать врачом. Да не вышло. После выпускного вечера подходит  ко мне учитель истории и спрашивает о моих  планах. Я сказала, что повезу документы в мединститут. Вот он и убедил меня поступать в Гомельский учительский институт на физмат. В этот год был последний приём на двухгодичный курс обучения. По-человечески объяснил, что математика мне даётся, учиться всего два года, и профессия учителя престижная. А в мединституте учиться намного больше и сложнее. А кто будет помогать? Может статься так, что из-за этого придётся оставить учёбу, и куда тогда? Подумала-подумала – и подала документы в Гомель. Вот так и стала учительницей. На всю жизнь.


Школа приняла молодого педагога радушно. Валентина Петровна говорит, что за её долгую-долгую работу в школе – пятьдесят семь лет – сменилось десять директоров. Всех их вспоминает добрым словом, помнит всех коллег-учителей.


– Всегда был дружный коллектив. Никто никого не подсиживал, не знали анонимок, от которых часто страдали коллективы других школ, – радуется она. – Работали и радовались работе.
Сколько учеников прошло через неё за долгие годы работы! И все отзываются о ней с особой теплотой.


В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Валентина Рудник была награждена орденом  Почёта. Имеется в её копилке и  грамота Министерства образования.
Особая радость, гордость, тревога и надежда для женщины – её семья,  дети. Перефразируя известную пословицу, как подсказывает сама жизнь, можно с уверенностью утверждать следующее: скажи мне, кто твой сын, и я скажу, какая ты мать. 14 апреля 1957 года Валентина Петровна родила мальчика, которого в честь погибшего на войне деда нарекли Петром. Через три года появился средненький сынок, Владимир. Последней родилась дочушка Лена. В этот год случилось несчастье с мужем: парализовало. Двадцать четыре года его выхаживала, сполна отплатив ему своей женской любовью за его мужскую верность. Одновременно работала в школе, растила детей, смотрела хозяйство. Дети выросли, разъехались кто куда, выбились, как говорят, в люди. Пётр – губернатор, возглавляет Могилёвскую область, Владимир живёт в Минске, занимается бизнесом, дочь Елена тоже живёт в Минске. Она одна воплотила давнишнюю мечту Валентины Петровны – связала свою жизнь с медициной. Правда, немного переживает мать, что дочь так и не получила высшего медицинского образования, а только среднее специальное, но говорит, что всё у неё ещё впереди.


Сегодня Валентина Петровна всецело занята своим скромным хозяйством – грядками, курами. В планах – съездить в деревню Свержень Рогачёвского района, где в братской могиле покоится прах её отца. На днях получила известие об этом. А ещё –  поставить новый крест на могиле матери. А ещё… Планов много. И хотя Валентина Петровна в прошлом году перешагнула восьмидесятилетний рубеж, жизненной энергии у неё хватит на десятерых.


Пусть Бог помогает ей и дальше.


Это всего лишь маленький фрагмент из панорамы судеб женщин нашего района. И хотя все они разные, но их объединяет огромная вера в жизнь во имя будущего.  
Завтра у всех их праздник. Желаю Вам, самые прекрасные, желанные, добрые и любимые, наши дорогие подписчицы и читательницы, крепкого здоровья, мира и добра. Пусть всегда  солнце и цветы устилают ваш жизненный путь, а из ваших прекрасных глаз текут только слёзы радости. Пусть надёжными вашими спутниками по жизни будут вера, надежда и любовь.


Николай ЧЕРНОБАЙ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *