Они дошли до Берлина

Грамадства

Берлин… Его падение означало крах гитлеровской Германии. Берлинская операция явилась завершающей и одной из крупнейших военных операций Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне. Вот выдержки из истории этой битвы.


«Наступление на Берлин началось на рассвете 16 апреля 1945 г. После мощной артиллерийской и авиационной подготовки советские пехота и танки, освещённые мощными зенитными прожекторами, перешли в атаку с кюстринского плацдарма.


С самого начала наступления на Берлин бои приняли крайне тяжёлый характер. Гитлеровцы оборонялись с отчаянием обречённых. Особенно сильное сопротивление было оказано в районе Зееловских высот. Несмотря на это, советские войска продолжали продвигаться вперёд.


18 апреля 1945 г. войска 1-го Украинского фронта форсировали реку Шпрее и после упорных боёв к исходу 21 апреля вышли к южному участку внешнего оборонительного обвода Берлина. Войска 1-го Белорусского фронта также к исходу 21 апреля вышли к Берлину и завязали бои в его пригородах.


22 апреля советские войска ворвались на улицы города. Кроме того, часть сил 1-го Белорусского фронта обходила Берлин с севера и северо-запада, а 1-го Украинского фронта — с юга. 24 и 25 апреля войска этих фронтов соединились западнее Берлина, не только замкнув кольцо окружения, но и расчленив вражескую группировку войск на две части.


С 26 апреля начались бои по окончательному разгрому противника. Враг отчаянно сопротивлялся, используя для обороны многочисленные здания. Уличные бои осложнялись тем, что велись нашими войсками почти без поддержки танков, маневренность которых на улицах полуразрушенного города значительно снизилась.


Берлин горел. С утра 30 апреля начались упорные бои за рейхстаг. В рейхстаге, здание которого было приспособлено к круговой обороне, находился мощный гарнизон отборных эсэсовцев. Ворвавшиеся в рейхстаг советские бойцы бились с врагом за каждый этаж, каждую комнату, каждую лестничную клетку.


В ночь на 1 мая пробившиеся на крышу рейхстага советские воины М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили на фронтоне этого огромного здания Знамя Военного совета 3-й ударной армии — Знамя Победы.


Однако бои в городе продолжались, и лишь к утру 2 мая капитулировали остатки гарнизона рейхстага. К 15 часам по приказу гитлеровского командования, отданного ввиду явной бесцельности дальнейшего сопротивления, полностью прекратились боевые действия войск берлинского гарнизона. Берлин пал.


В этой грандиозной по своим масштабам и значению наступательной операции Советская Армия разгромила сильнейшую группировку вражеских войск. Только в плен было взято около полумиллиона вражеских солдат и офицеров, захвачено более 1500 танков и штурмовых орудий, 4500 самолётов, 8600 орудий и миномётов».


Для награждения личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота по ходатайству Народного комиссариата обороны СССР была учреждена медаль «За взятие Берлина». Согласно Положению о медали «За взятие Берлина» награждению ею подлежали «военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД — непосредственные участники героического штурма и взятия Берлина, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города».


Всего медалью «За взятие Берлина» награждено более 1 100 тысяч человек. Среди них — Николай Радченко (на снимке) и Михаил Дорошков, уроженцы Брагинского района. Разные у них были военные дороги, но оба были на главном направлении:  через всю Белоруссию и Польшу — на Берлин.


Без  связи  войны не  выигрывают


Военный связист, рядовой Николай Радченко родился в деревне Петрицкое Лубеникского сельского Совета. До войны окончил семилетку, шестимесячные учительские курсы при Мозырском РОО и был направлен на работу в деревню Новая Гребля. В августе 1941 года пришли немцы, и школа прекратила существование. Пришлось молодому учителю возвращаться домой к родителям. Потянулись тяжёлые дни фашистской оккупации. Николай Фёдорович часто вспоминает день, когда незадолго перед приходом частей Красной Армии нагрянул большой отряд немцев и оцепил деревню. Немцы перед уходом сожгли многие деревни в районе, а молодых парней и девчат угнали в Германию. Настал черёд и для жителей Петрицкого. Чудом Николаю Фёдоровичу и многим его сверстникам удалось бежать. Немцы в тот раз деревню не сожгли, она сгорела позже, когда шли бои за её освобождение.


По приходе наших частей Николай Радченко ушёл на фронт. Попал в связь, хотя рвался на передовую – в связи нужны были образованные люди, а Николай Фёдорович как-никак учитель. Командир части капитан Ивакин к своим солдатам относился заботливо, по-отечески, берёг, без нужды в пекло боя не посылал. Хотя нужда возникала и часто приходилось молодому солдату ладить связь под градом пуль и осколков. Но судьба к нему была милостива и в кровопролитных боях под Варшавой, и в мясорубке на Одере, и там, в Германии, где фашисты с остервенением защищали каждый клочок земли.


Лучшим свидетельством мужества, хотя и необязательно, для фронтовика являются, конечно, награды. У Николая Фёдоровича их несколько: орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Но лучше всего о добросовестном отношении к службе рядового Николая Радченко говорят благодарности Верховного главнокомандующего. Их сохранилось у него 12 штук. Начиная с 14 июля 1944 года, когда приказом Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина ему была объявлена благодарность за отличные боевые действия при овладении областным центром Советской Белоруссии – городом Пинском, и заканчивая благодарностью под номером 339 от 23 апреля 1945 года за прорыв сильно укреплённой и глубоко эшелонированной обороны немцев, прикрывавших Берлин с востока, и наступление на Берлин. Они, эти благодарности, рассказывают о тех военных дорогах, которые прошёл Николай Радченко от родного дома до Берлина.


После демобилизации Николай Фёдорович поселился в Сельце и всю жизнь посвятил педагогической деятельности, работал учителем начальных классов. Женился. С женой воспитали трёх сыновей и дочь, которые подарили им четырёх внуков. Дети разъехались, все живут в Украине. Часто навещают своих родителей, которых с годами уже подводят силы – всё-таки 21 ноября Николаю Фёдоровичу исполнится 88 лет. Переживают ветеран с женой Екатериной Николаевной, что напротив их, через дорогу, на месте разобранного дома образовались непролазные джунгли, где, по их словам, часто прячутся лисы и делают набеги на их курочек. Вся надежда у них на сельский Совет. Обратились за помощью, ждут…


Мужественный пулемётчик


Для старшего сержанта Михаила Дорошкова война тоже закончилась в Берлине, хотя вплоть до 1950 года он продолжал служить. Вот только военная дорога у него была намного длиннее, чем у Николая Радченко – от Курской дуги через всю Белоруссию и Польшу. Кстати, пулемётный взвод, которым он командовал, по его словам, форсировал Днепр в районе деревни Жиличи в сентябре 1943 года, а потом освобождал Лоевский район в направлении деревень Козероги, Уборки. За мужество и героизм, проявленные в этих боях, Михаил Ефремович был награждён орденом Славы третьей степени, который фронтовику вручили уже после войны, в 1946 году. А спустя некоторое время он был награждён вторым орденом Славы.


А начиналась жизнь мужественного старшего сержанта в деревне Ляды в многодетной крестьянской семье. Всего в семье было 12 детей – шестеро мальчишек и столько же девочек. Окончил начальную школу в 1937 году. Учился в школе очень хорошо. Все предметы давались легко. Но продолжить учёбу не довелось из-за крестьянской бедности: одни сапоги на четверых, и обувал их тот, у кого нужда была больше. Пришлось постигать науку другую – стал колхозным пастухом. Причём работал на совесть. За всё время ни одну скотину волк не зарезал. В 1940 году захотелось Михаилу выбиться в люди, посмотреть на мир и он отправился в украинский город Мариуполь в ФЗУ (фабрично-заводское училище). Здесь 14 июня он получил свидетельство каменщика. А через восемь дней началась война. Михаила отправили в Севастополь на строительство оборонительных сооружений. Куда только судьба не бросала мастеровитого и выносливого белорусского юношу. Возводил укрепления на Северном Донце возле города Изюм, потом отходили к реке Медведица, что выше на сто километров от Сталинграда, а оттуда — пешком за Дон. Побывал даже в станице Вешенской, на родине Михаила Шолохова, великого советского писателя.


Свой первый бой с фашистами принял на Курской дуге пулемётчиком 8-й мотострелковой бригады 9-го танкового (Сталинского) корпуса. С того времени руки не выпускали рукоятки станкового пулемёта. Сколько боёв на его счету, сколько врагов уничтожил – трудно сказать, потому что учёта не вёл, не до того было. А вот награды говорят за него сами: кроме двух орденов Славы, Михаил Ефремович  награждён двумя орденами Отечественной войны, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».


После демобилизации некоторое время работал в Комаринском ДОСААФ, а потом переехал на постоянное место жительства в деревню Храковичи, где и живёт в настоящее время.


Жена Наталья Павловна, с которой вывели в люди четверых детей, умерла в 1998 году. И вот уже 14 лет Михаил Ефремович живёт один. В 88 лет не сидит без дела. Шестого мая, когда я наведался к нему, огород у ветерана был посажен, в кастрюле замачивались семена кукурузы, которыми он намеревается обсадить свой двор. В доме — идеальный порядок, словно здесь приложила руку заботливая хозяйка. Вот только одно мучает Михаила Ефремовича: развалился его навес над погребом и хочется ему самому его отремонтировать, а цемента нет. Он приобретет его за свои деньги, только чтоб кто-то ему этот цемент доставил.


Когда мы с Михаилом Ефремовичем вышли из его дома, на улице куковала кукушка, отсчитывала чьи-то годы. Кукованье длилось долго. Я даже со счёта сбился. А про себя подумал, что пусть эти замечательные люди: и  Николай Фёдорович, и Михаил Ефремович, и другие фронтовики-ветераны живут долго-долго. Они живое свидетельство славных страниц нашей истории.


Николай ЧЕРНОБАЙ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *