Женщина и война

Грамадства

Девушка пряла овечью шерсть, когда на пороге неожиданно появилась соседка. Цель своего визита не скрывала и сразу сообщила, что пришла сватать Ефросинью за своего племянника. Удивлённая мать тихо возразила: «Так ведь у неё ничего нет, никакого приданого!». Эти слова бойкая сельчанка пропустила мимо ушей. Шла война, молодёжь угоняли в Германию. Не брали только тех, кто был замужем или женат, поэтому так настойчиво заботливая тётя хотела найти вторую половину своему любимому племяннику. Её не смущало, что молодые люди не только не любили друг друга, но и были мало знакомы. Хотела уберечь парня от беды, использовала любой предлог, чтобы сохранить ему жизнь. Любой ценой. Как окажется потом, не смогла.


На Ефросинью (односельчане звали её Проня) заглядывались многие. Красавица, каких поискать, к тому же старательная, скромная и вежливая. Руки у неё были золотые. Шить, вышивать, вязать лучше её в Старых Дятловичах не мог никто. Бралась за любую  работу, и всё у неё получалось отлично. Чем не пара для её Василия?


Невесте не было ещё восемнадцати. «Молодая, глупая, — с улыбкой вспоминает Ефросинья Петровна, — наверное, слишком покорная, делала то, что говорили. Пошла вместе с тётей в дом будущего жениха, чтобы познакомиться поближе, как велели». Вскоре сыграли скромную свадьбу, и Ефросинья перешла жить в дом мужа. Родственники нарадоваться не могли такой помощнице, быстрой, ловкой, неутомимой. Полюбил её и Василий. «Золотко моё», — так ласково называл он молодую жену. Впрочем, таковой она считалась только по свидетельству о браке… Хотя и жили в одном доме, брачное ложе не делили. Ефросинья была против, не могла  вступить в близкие отношения с человеком, к которому не испытывала никаких чувств. Василий только улыбался, порой злился, иногда по вечерам куда-то уходил, но всё равно трепетно и нежно относился к своей красавице.


Прошёл год, парня призвали в армию. Ушёл на фронт, в перерывах между боями писал письма, полные нежности и любви, строил планы на будущее, мечтал, как вернётся к своей Золотке, к мирной жизни… Погиб при освобождении Польши, а вскоре на имя Ефросиньи пришло сообщение из военкомата, чтобы забрала боевые награды отважного солдата.


Её Василий погиб, защищая мирную жизнь, чтобы его любимая была счастлива с другим. Вышла она замуж за фронтовика, такого же отважного солдата, освобождавшего Прагу. Иван вернулся в родные Бывальки с войны живым и здоровым, с  медалями и орденами на груди. Рослому парню с пышной шевелюрой пришлось немало пообивать пороги, пока молодая медсестра дала согласие на этот брак. После учёбы Ефросинью прислали работать в местную больницу. Её любили и коллеги, и местные жители, всегда удивлялись тактичности, порядочности и мудрости этой женщины. В доме всегда царила идеальная чистота, она умела косить, колоть дрова, могла починить грабли, выстрогать для них  сломавшиеся зубья… Не было такой работы, которую не смогли бы выполнить её руки.


Эту историю она поведала мне накануне Радуницы. Видимо, её Василий очень хотел, чтобы Золотко вспомнила его в этот день, когда родные и близкие люди навещают могилы умерших, плачут, печалятся, воскрешают в памяти  самые памятные моменты и периоды жизни. И на том свете он продолжает любить её.


Нина СИНИЛОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *