21 НОЯБРЯ – ПРАЗДНИК СВЯТЫХ АРХАНГЕЛОВ

Общество

Святый Архистратиг Михаил: Кто яко Бог? – означает имя его. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой. У пророка Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа иудейского. В откровении святого Иоанна Богослова Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами.


Архангел Гавриил – имя это означает сила Божия. В деле служения спасению человеческому он является провозвестником и служителем всемогущества Господа.


Архангел Рафаил – помощь и исцеление Божие, есть имя третьего Архангела. Во святом Писании есть целая книга – Товита – посвящённая ему.


Архангел Уриил послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути. Его имя означает свет или огнь Божий. Он изображается с мечём в деснице, а в левой руке — с пламенем, ниспускающимся долу. Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них же полезных; как ангел огня божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и исправляет в них нечистые привязанности земные.


Ангел Салафиил явился Агари в пустыне Вирсавии, когда изгнал её Авраам. Церковь называет его верховным служителем молитвы. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо херувима для души, охраняя её от всяких враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных, с их вождём Салафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши холодные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас о чём, когда и как  молиться, чтобы возносили самые прошения наши к престолу благодати.


Архангел Иегудиил есть тот Ангел, которого Бог послал предшествовать израильскому народу при покорении Ханаанской земли. У него в правой руке златой венец, а в левой – бич из трёх красных вервий. Это потому, что обязанность сего Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградою благ вечных и защищать именем Святыя Троицы и силою Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию.


Архангел Варахиил – это Ангел благословений Божиих. Его изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды. Так как благословения Божия различны, то и служение сего  Архангела  многообразно; чрез него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие.


С древних времён прославлены Архангелы своими чудесами, а особенно Архангел Михаил на Руси. В Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. И в нашем районе существовало два храма, посвящённых святым Архангелам: в Глуховичах и Старой Иолче. Об Глуховичской Михайловской церкви наш рассказ.


Когда построена первая церковь в данном селении – неизвестно. Первым документом является фундуш князя Вишневецкого, выданный в 1720 году. Но храм по всей видимости существовал задолго до этого, так как в 1730 году вместо старой строится новая деревянная церковь. Некоторое время она пребывала в  унии, а православию возвращена в 1795 году. К концу ХVIII века во владении причта находилось пахотной земли до 50 четвертей и сенокосу на 50 возов. Приходских дворов в 1798 году было 121 (481 мужчина и 477  женщин). В состав прихода тогда входили: Глуховичи, Козелужцы, Ясменцы, Хотуча и Пучин. Все указанные селения являлись владениями помещиков Рокицких. В 1796 году 1 января епископом Иерофеем Черниговским к Глуховичской церкви рукополагается во священника Иоанн Войно, дьячком являлся Дамиан Харашунович, а пономарём – Александр Леонович. После скоропостижной смерти отца Иоанна настоятелем назначается Иаков Григорович; под 1810 годом священник Иоанн Бернацкий и дьячок Алимпий Лелявский. С 27 февраля 1815 года священник – Матфей Кладкевич, при нём дьячками были Стефан Алимпиевич Лелявский, а затем – Иван Макарович Бернацкий. В 1836 году по причине   ветхости храма поднимался вопрос о перенесении в Глуховичи церкви из  Губаревич, где перед этим был упразднён приход, но это не удалось. И в 1838 году было решено строить новую церковь. Строительство осуществлялось графом Михаилом Рокицким и было завершено к 1842 году. Зданием деревянная, устроена продолговатым прямоугольником с одним открытым куполом на средине и колокольнею во фронтоне. Кровля железная, окна расположены в два ряда, если считать купол, дверей двое. Внутренняя площадь заключала в себе около 45 кв. сажен. Потолок вне купола был подшит тёсом и подбит холстом, купол поддерживался четырьмя столбами, пол деревянный,  к отоплению не приспособлена. Имелся дощатый, старого устройства иконостас, покрашенный в зелёный цвет, с золочёными рамами, который состоялся из 6 икон. В церкви находился один серебряный прибор литургийных сосудов и 9 приборов облачений. Евангелий было два, одно – в лист, а другое – в 1/4 листа, оба в сплошных металлических окладах. В архиве церковном метрические книги хранились с 1752 года. Колоколов имелось пять: в 14, 3, 2, 1 и 0,5 пуда.


Следует отметить, что в первой половине ХIХ века духовенство вынуждено было очень сильно зависеть от помещиков, особенно  обеспечение церквей земельными наделами и другими пожалованиями. Так, кроме церковной земли, в Глуховичском приходе по давнему обычаю дьячок и пономарь получали от каждого приходского двора ржаную ссыпку по 8 гарнцев. Но в 1824 году помещик запретил её осуществление. Крестьяне были бедны и не могли оказывать должной помощи храму. Они даже не всегда могли посещать службы. В 1853 году было заведено в консистории дело по поводу употребления поссесором имения Глухович Александровичем крестьян в воспрещённые законом дни на работы.


В середине ХIХ века происходит изменение границ приходов. В состав прихода теперь входят, кроме Глухович, Козелужцы, Ясменцы, Ильичи и Хотуча, чуть позже добавляются Нудичи.


С 1847 года настоятелем являлся  В. Гункевич,  в 1850-е – Стефан Суббоцкий, с 22 января 1858 года – Иоан Михайлович Козляковский, с 12 мая 1862-го – Пётр Михайлович Козляковский, с 1880-х – Василий Абрамович, умерший от воспаления лёгких по причине ветхости церковного дома. С 1896-го – Антоний Малишевский, при нём был поднят перед епархией вопрос о строительстве новых строений для причта, что и удалось осуществить к 1906 году. В 1912-14 гг. настоятельствовал священник Михаил Иванович Несведский, а затем – Михаил Воеводский, псаломщиком являлся с 6 июня 1903 года Евфимий Павлович Уланович.


В Глуховичах на 1913 год имелась церковно-приходская школа, а в Ильичах – земская. В церковной школе обучалось 65 мальчиков и 7 девочек. Приход владел 40 десятинами пахотной и 20 – сенокосной земли. Церковного дохода поступало в среднем до 100 рублей в год. На 1 января 1914 года в Глуховичах насчитывалось 95 дворов, проживало 380 мужчин и 358 женщин, в Ильичах – 43 двора (173 мужчины и  172  женщины). В Хатуче  в 44 дворах проживало 149 мужчин и 194  женщины, в Козелужцах в 29 дворах – 119 и 124 соответственно. В Ясменцах население состояло из 90 мужчин и 94 женщин (имелось 22 двора), в Нудичах дворов было 44, насчитывалось 178 мужчин и 196 женщин.


После 1917 года в Великий Четверг (к сожалению, год неизвестен) храм сгорел. Был построен новый плотниками из Украины. В начале 1930-х в нём служил иерей Пётр Путято. Из-за притеснений и больших налогов он перешёл в с. Блужа Пуховичского района, где в 1935 году был арестован. Виновным себя не признал и был приговорён к заключению в концлагерь сроком на десять лет. Вскорости храм был закрыт, разобран и перевезён в д. Рудаков, где из него сделали клуб. Иконами топили печки в местной школе. Сохранилась икона Архангела Михаила, находящаяся ныне в Селецком храме.


Следует отметить, что в данной статье изложена лишь малая часть имеющегося материала, а многие документы ещё ждут своего изучения.


Ростислав  Бондаренко,
настоятель  Маложинской  Казанской  церкви  священник
 



Пакінуць адказ