В этом году на территории Гомельской области зарегистрировано 43 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 8 человек погибли и 37 получили травмы. Одним из факторов, в значительной степени оказывающих влияние на тяжесть последствий в дорожных авариях, является игнорирование ремней безопасности. В связи с этим с 11 по 20 февраля Госавтоинспекция проводит областную профилактическую акцию «Пристегнись!». В эти дни активизирована агитационно-пропагандистская работа по данной теме в трудовых коллективах, среди представителей общественных объединений. С населением проводятся беседы, во время которых сотрудники ГАИ разъясняют причины ДТП с тяжкими последствиями, говорят о необходимости использования ремней безопасности, принципе их действия, международном опыте.
РОЛЬ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Многие пассажиры и водители к ремням безопасности относятся скептически и, как правило, пристёгиваются лишь с целью избежания неприятной встречи с инспектором ДПС. Такое отношение возможно лишь потому что они, во-первых, не знают, что происходит с сидящими в автомобиле в момент его столкновения с препятствием. Во-вторых, они безразлично относятся к своему здоровью, а поэтому не задумываются о возможных трагических последствиях.
Давайте разберёмся, что же угрожает жизни людей, находящихся в кабине, салоне или кузове автомобиля, в момент совершения ДТП? Как показывают наблюдения специалистов – это, в первую очередь, их перемещение по салону, а не вторжение в него различных агрегатов и деталей или деформация кузова, как многие думают. Под действием силы инерции люди, перемещаясь, ударяются о различные предметы интерьера или друг о друга, их может выбросить через лобовое стекло. Именно в этот момент они, в основном, и получают телесные повреждения. Поэтому роль и значение ремней безопасности при ДТП неоспоримо велика. Главное во время столкновения удержаться на месте и тем самым уберечься от травм или уменьшить их тяжесть.
РЕБЁНОК В МАШИНЕ
Особенно серьёзные травмы во время аварий получают дети, сидящие в штатных сиденьях и не пристегнутые или пристёгнутые обычными трёхточечными ремнями безопасности. Согласно статистическим данным, они травмируются в пять раз чаще, чем те, кто совершает поездки в специальных сиденьях, подобранных по росту и комплекции. Объясняется это тем, что детские шейные позвонки ещё не окрепли и при столкновении не способны удержать тяжёлую голову ребёнка, выбрасываемую вперёд. В таких случаях исходом аварии является перелом хрупкого детского позвоночника. Чтобы снизить такие травмы, в некоторых странах детей до 12-летнего возраста запрещено пристёгивать штатными ремнями.
Держать малышей на руках тоже нежелательно. Подсчитано, что во время столкновения даже при движении со скоростью 40 км/ч ребёнок весом 5,5 кг оказывает нагрузку на руки держащего, равноценную 110 кг. Удержать такой вес, особенно женщинам, вряд ли удастся. Детей в возрасте до 18 месяцев лучше всего перевозить в специальном сиденье, установленном сзади и спинкой вперёд. В этом случае затылок и спина ребёнка хорошо защищены. Кроме того, сиденья для малышей весом 9-18 кг должны быть оборудованы ремнями с пятью точками крепления. Такая схема позволяет распределить ударную нагрузку при столкновении по большей поверхности тела, чем снижается вероятность получения тяжёлых травм.
Многим, наверное, доводилось видеть подобную картину: машина движется на большой скорости, а на заднем сидении радостно прыгает малыш. Примером безответственности является и поведение мамы, которая, не сумев отказать себе в привычке проехаться на переднем сидении, берёт кроху на руки. Часто забота родителей о детях-пассажирах ограничивается только наклейкой на заднем стекле «Ребёнок в машине». Но, к сожалению, никаких гарантий безопасности жизни и здоровью малыша эта надпись не даёт.
Водителю, в автомобиле которого находятся дети, не стоит «лихачить» и обгонять. Также не следует разрешать малолетнему ребёнку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку и удариться о переднее стекло или панель.
РАЗВЕЕМ МИФЫ
Миф №1: некоторые водители полагают, что при аварии ремни могут задушить водителя или пассажира или переломать ему кости грудной клетки.
Это не миф, а следствие неправильного закрепления ремня безопасности.
Миф №2: спасти от крупных неприятностей поможет подушка безопасности.
Подсчитано, что спасти водителя и пассажира подушка сможет только в 20 случаях из 100 и уповать только на это средство безопасности нельзя. Например, при столкновении на скорости 10 км/ч, подушка может попросту не сработать, а, значит, травм и серьёзных ушибов будет не избежать.
Миф №3: ремень не удобен и его нельзя использовать беременным женщинам.
Это абсолютный миф. Ремень безопасности регулируется, и для него можно приобрести специальные мягкие накладки. А беременные женщины должны пристёгиваться обязательно!
В любом случае, пристёгиваться или нет – это личный выбор каждого. Однако не забывайте, что этот выбор во многом может определить вашу жизнь.
Александр ХМЕЛЕНОК,
начальник отделения ГАИ Брагинского РОВД