Дети войны: шрам на теле… и на сердце

Грамадства

…В начале 1942 года местом казни в Брагине был выбран двор бывшей заготконторы, располагавшейся по улице Песочной, где фашисты вплоть до самого освобождения творили свои злодеяния. Адская машина смерти работала круглосуточно, не зная простоя и выходных.

Сюда ежедневно десятками привозили мирных жителей, подозреваемых в связи с партизанами или просто чем-то неугодных «новому» кровавому режиму, из Брагинского, Хойникского, Комаринского и других близлежащих районов Беларуси и даже Украины. Фашисты целенаправленно уничтожали советских людей. За неполных два года оккупации здесь было расстреляно около десяти тысяч человек, в основном женщин, детей, стариков… (Из документальной хроники).

Izrail-300

В их числе могла быть и малолетняя Рая из Хракович. Отца девочки, учителя Глушецкой начальной школы Лоевского района Петра Ефимовича Залужного, расстреляли в 1943-м. В историко-документальной хронике «Память» его фамилия значится в числе других жертв фашистского террора. Такая же учесть постигла и членов его семьи.

На расправу в Брагин Раю гнали вместе со взрослыми. Помнит, как стояла на краю страшного рва, в котором находились убитые и полуживые люди, плакала от ужаса. Судьба пощадила её. Падая в яму, бабушка прикрыла собой. По приказу оккупантов яму закапывали подростки. Один из них с силой ударил малышку лопатой по голове и отшвырнул щупленькое тельце подальше. Рая скатилась за насыпь, где пролежала всю ночь. Утром невинную жертву нашёл мужчина из Соболей и забрал домой. Рану замазывал берёзовым дёгтем, а когда затянулась, определил в Хойникский детский дом. Шрам от лопаты остался на спине Раи на всю жизнь, как и неутихающая боль от потери близких.

Из детдома попала в Туркмению. Повзрослев, работала на прядильной фабрике, ткала шёлк. Красивая белорусская девушка приглянулась лётчику, еврею по национальности. Вышла за него замуж и вместе с ним на определённом жизненном этапе эмигрировала за границу.

Сейчас Раиса Петровна Залужная-Александрова живёт в Израиле, но по зову сердца каждый год стремится туда, где лежат в земле её предки. Невинно убитые, они остались в детской памяти навсегда как самые дорогие. Поставив цветы, подолгу стоит около могил. Если бы не война, не зверства фашистов и их прихвостней, всё сложилось бы иначе… Горько приезжать женщине на Брагинщину, где никто не ждёт, не встретит. Но и не навестить места захоронения членов своей семьи не может. Это – связующая нить со славным родом Залужных, представители которого достойно жили и трудились в родном краю, а в годы трудных испытаний приняли мученическую смерть. Вечная им память!

Нина СИНИЛОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *