Станут ли Микуличи центром международной жизни?

Общество

Это зависит от местных жителей.

В 2015 году исполняется 400 лет со дня основания Микуличского Богоявленского прихода. Именно 1615 год указан в учётной карточке храма от 25 декабря 1947 года. Символично, что на своём собрании в эти дни сельчане обсуждают вопрос о возрождении православных традиций, открытии церкви.

Приятно было увидеть в местном учреждении культуры знакомые лица людей, с которыми встречались на заседании семейного клуба «Микуляночка». На этот раз народ собрался более охотно, пришли представители всех поколений. О намерениях приезда землякам рассказала заместитель председателя областной первичной организации «Белорусский зелёный крест», координатор проектов Жанна Чубса. А цель и у организаторов мероприятия, и у населения этого чудесного уголка белорусской земли одна: возродить то, что было и чем славились Микуличи во все времена.

Божий промысел увидел отец Ростислав в том, что именно к нему возвратилось Евангелие из Микуличского храма (1863-го года).
Божий промысел увидел отец Ростислав в том, что именно к нему возвратилось Евангелие из Микуличского храма (1863-го года).

Mikulichi_2Mikulichi_3

Жанна Петровна предоставила слово иерею Ростиславу Бондаренко, который не только интересуется церковной историей брагинской земли, но и хорошо её знает, неустанно рассказывает на страницах печатных изданий, по радио о существовавших храмах, служителях церкви. Его повествование для многих стало открытием:

– Первые сведения о селе Микуличи находим в акте раздела Брагинского имения между Александром и Михаилом Вишневецкими. Согласно документу Микуличи достались Михаилу. Административно селение входило в Брагинскую волость Киевского воеводства королевства Польского. В начале XVIII века приход был обращён в унию, в которой пребывал до 1795 года. В 1760-м строится новый трёхглавый храм, в котором было две двери, 10 окон. Иконостас был составлен из 34 икон, расположенных на синем поле с золочёной и серебряной резьбой. На престоле стояла икона Пресвятой Богородицы с двумя серебряными венцами. Антиминс на полотне датирован 1794 годом и был подписан митрополитом Киевским Самуилом.

После второго раздела Речи Посполитой Брагинщина вошла в состав Российской империи и включена в Речицкий уезд Черниговской, а затем Минской губернии. Микуличи стали центром волости.

В метрических книгах Загальской церкви за 1796 год сказано, что требы совершал «Микулицки священник Стефан Козляковский». В самом Микуличском приходе в этом году родилось 27 мальчиков и 30 девочек, заключено 18 браков, умерло 20 мужчин и 13 женщин.

Сын иерея Леонтия Козляковского, Михаил, был рукоположенный 29 июля 1824 г. в диаконы, а 2 февраля 1825 г. – во священника Микуличской церкви. Он прослужил 37 лет, вышел за штат 12 мая 1862 года и был избран духовником Брагинского благочиния. 3 апреля 1827 года, в 2 часа пополудни дня Святой Пасхи, храм со всем имуществом сгорел. Уцелела только отдельно стоящая колокольня, а из утвари – медное кадило и требник, находящиеся у священника дома.

На пожертвования местного помещика и прихожан к 10 октября 1835 года был построен новый храм. Его украшал белый дощатый иконостас из 6 икон хорошего письма в золочёных рамах.

Следующий настоятель – Иоанн Михайлович Козляковский. Несколько лет был Брагинским благочинным, в 1881-м его сменяет брат Пётр Михайлович. С его уходом закончилось более чем вековое служение священнической династии Козляковских в селе Микуличи.

Приход на 1 января 1914 года состоял из следующих селений: Микуличи, Пудаков, Звеняцкое, Велятин, Карпиловка, Рыжков, Пожарки, Листвин, Великий Лес, Кононовщина. Приходских дворов было 463. В них проживало 1852 мужчины, 1593 женщины, 112 евреев и 234 католика.

В деревне Велятин имелась церковная школа грамоты, где обучалось 10 мальчиков и 5 девочек. В других сёлах прихода были одноклассные народные училища.

4 июня 1922 года священник Сергей Лелявский был рукоположен в диакона, а на следующий день – во священника Храковичской церкви. До рукоположения отец Сергий работал учителем Остроглядовской школы и проживал в Микуличах. По всей видимости, в Храковичах ему не пришлось служить, а ехать сразу в Микуличи.

Трудным было служение отца Сергия в Микуличах, так как в 1922 году изъяли церковные ценности. Сначала он проживал в церковном доме, а когда его конфисковали и сделали клуб, – ходил по частным домам. В январе 1934 года отца Сергия арестовали по подозрению в контрреволюционной деятельности. Храм в Микуличах был закрыт, церковная библиотека сожжена. Местные активисты, надев ризы, танцевали на престоле.

После закрытия священник не покинул территорию прихода, продолжал совершать таинства и требы. В 1937 году он был арестован вновь. Обвинялся в том, что якобы призывал крестьян не вступать в колхозы. По постановлению Тройки НКВД БССР от 8.10.1937 года приговорён в высшей мере наказания. Реабилитирован 25.10.1957 года. Справка о реабилитации была вручена его супруге в д.Острогляды Брагинского района.

В августе 1941 года, очистив храмовое здание от мерзости запустения, во-зобновили богослужения. Известно, что настоятелем являлся Андрей Савенок, уроженец д. Вязок Микуличской волости. В 1947 году приход был зарегистрирован при Полесском облисполкоме. Настоятелем значился Александр Петренко, уроженец с. Глуховичи Брагинского района.

18 августа 1948 г. по решению правительства здание храма изъяли у общины, а взамен передали небольшой дом, принадлежавший маслопрому. Служба после двухмесячного перерыва в новом молитвенном доме началась 8/21 ноября. За III квартал 1948 года было совершено 44 крещения, 6 браков и 3 погребения. После ухода о. Иоанна Рубанова назначенные сюда священники долго не задерживались, в 1954 году приход был окончательно упразднён, а имущество разобрано верующими.

Старожилы Микулич название населённого пункта связывают с именем былинного богатыря Микулы Селяниновича.

Они рассказали и о чистых криницах, которые били здесь, и о местах постройки церкви, вспомнили легенды, согласно которым как будто храм ушёл под землю. Правда, отец Ростислав этот факт не подтвердил, сказал, что в исторических рукописях сведений об этом нет.

Присутствующие сошлись на том, что нужно опять открывать церковь, тем более, что пустующее здание в деревне есть. Необходимо только отремонтировать его, привести в надлежащий вид. Иерей Ростислав пообещал составить иконостас, помочь и в остальном. Хорошо было бы, если бы первое богослужение прошло 21 ноября, в день Архистратига Михаила, когда в Микуличах планируют отмечать престольный праздник. Каким он будет, что за сюрпризы готовит семейный клуб своим односельчанам, руководитель Надежда Гананайко держит пока в секрете.

Долго обсуждали кандидатуру человека, который бы взял инициативу в свои руки и организовал жителей Микулич на богоугодное дело – приведение в надлежащий вид молитвенного дома. Сошлись во мнении, что с этой ролью под силу справиться Людмиле Шубенок, матери четверых детей.

Речь на собрании шла и об открытии агроусадьбы, организации республиканских мастер-классов по ткачеству, другим ремёслам.

«На наших глазах родилась инициатива по возрождению Микулич, – заметила руководитель проекта «Развитие потенциала сети семейных клубов в чернобыльской зоне с целью улучшения социально-экономической ситуации», координатор программ ОО «Белорусский зелёный крест» Наталья Святкина. – Мы готовы её поддержать. Станут ли Микуличи центром международной жизни, зависит от вас». Наталья Алексеевна сказала это неспроста. В зале присутствовали волонтёры из Польши, которые приехали вместе с ней для проведения работы с местными детьми.

Свои пожелания сельчанам высказал член попечительского совета по возрождению иконописного памятника в Брагине Михаил Залуговский.

А объединила и сплотила всех песня под аккомпанемент баяна Александра Чубсы. Задушевная мелодия некоторым напомнила о прошедшей молодости, светлых чувствах. Анастасия Ивановна Борисова (ей в марте исполнился 81 год) не выдержала, вышла, чтобы исполнить задорные частушки.

В Брагин возвращались поздно вечером и в хорошем настроении. На то, что приход в Микуличах будет, указывают два неслучайные события. Перед этим Василий Аврамович Прохоренко из Рыжкова передал отцу Ростиславу запрестольный крест из Микуличской церкви, который хранился его отцом как святыня. Божий промысел увидел священник и в том, что именно к нему возвратилось Евангелие из Микуличского храма (1863-го года). На нём есть такая надпись: «Пожертвована в церковь Великомученицы Варвары усердием крестьянина Костромской губернии Чухломского уезда Веденской волости д. Назарева Дмитрием Семёновым 1873 года 20 июня».

Иерей Ростислав Бондаренко рассказал, что во время Великой Отечественной войны Евангелие хранилась в Чирвоном Поле, затем попало в другие церкви и окольными путями – к нему. За эту священную книгу он отдал аналогичную 1847 года издания в отличном состоянии. Видимо, для того, чтобы возвратить эти две духовные ценности в Микуличский храм, где они и находились несколько веков назад.

Нина СИНИЛОВА



Пакінуць адказ