Брагинский РОВД: о правонарушениях в семейно-бытовой сфере и как их предотвратить

Территория закона

000010002

В силу ряда причин и, прежде всего, социально-экономических (алкоголизации населения, падение нравственности и т.д.) в последнее время все более осложняется криминогенная ситуация в сфере семейно-бытовых отношений.

Административные правонарушения, такие как мелкое хулиганство и причинение легких телесных повреждений в своей совокупности были и остаются самым массовым видом административных правонарушений, о чем свидетельствует тот факт, что их удельный вес составляет ежегодно более 6% от общего числа административных правонарушений. Из этого следует, что административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений на сегодняшний день превратились в одно из самых распространенных негативных социальных явлений.

К правонарушениям, совершенным в сфере семейно-бытовых отношений, относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, общественный порядок, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между близкими родственниками, членами семьи.

Как правило, правонарушения данного вида совершают:

 лица, ведущие антиобщественный образ жизни, в прошлом судимые за умышленные преступления, но не вставшие на путь исправления. Это обычно алкоголики, бытовые пьяницы, постоянно нарушающие общественный порядок (совершающие хулиганские действия), занимающиеся истязаниями, издевающиеся над членами семьи, родственниками, соседями; преступления в быту – это проявление их общей антиобщественной позиции;

 лица, ранее в целом характеризовавшиеся положительно, совершают преступления в сложных конфликтных ситуациях в ответ на неправильное, часто даже противоправное поведение потерпевших (угрозы, насилие, издевательства и т.д.). Преступления они совершают во многом случайно, часто в нетрезвом состоянии или под влиянием ситуации, других участников.как их предупредить

К числу наиболее важных криминогенных условий следует отнести пьянство, поскольку употребление спиртных напитков, а тем более систематическое, способствует угасанию тонких, эмоциональных переживаний, ослаблению или потере самоконтроля, проявлению жестокости, грубости, вспыльчивости и агрессивности. Опьянение резко обостряет и другие отрицательные качества характера, чувства мести, ревности.

Неслучайно подавляющее большинство преступников, нарушивших общественный порядок или совершивших преступления против личности на почве бытовых отношений, либо до этого постоянно употребляли спиртные напитки, либо в момент совершения деяния были в состоянии опьянения.

Совершению насильственных преступлений, в первую очередь убийств, тяжких телесных повреждений, способствует и безразличное отношение окружающих к фактам общественно опасного поведения отдельных лиц. Названным деяниям часто предшествуют обстоятельства, свидетельствующие о соответствующих намерениях преступника, они обычно выражаются в угрозах убийством, в преследованиях жертвы, в ее побоях, истязаниях и сопровождаются неоднократным учинением хулиганских действий. Подобное поведение, естественно, становится известно широкому кругу людей: соседям, сослуживцам, представителям общественных организаций по месту жительства или работы семейного дебошира.

Негативное влияние правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений заключается, прежде всего, в формировании у правонарушителей чувства вседозволенности, безнаказанности, пренебрежения, как к закону, так и к общепринятым нормам морали. Но наиболее опасным итогом любого семейного конфликта, является негативное воздействие, которое он оказывает на детей. Семейное неблагополучие является главной причиной смещения ценностных ориентиров подростков, постоянные ссоры, рукоприкладство родителей формирует жестокость и злобу в характере несовершеннолетнего и служит питательной средой для их дальнейшего вовлечения в противоправное поведение.

Специфика работы милиции по профилактике преступлений, совершаемых на почве бытовых отношений, заключается не только в организации эффективной системы реагирования на сигналы об уже совершенных правонарушениях, но и проведении упреждающих мероприятий по выявлению «проблемных» семей, острых бытовых конфликтов, чреватых трагическими последствиями, наконец, в осуществлении воспитательной работы с лицами, в отношении которых прогнозируется возможность преступного поведения в быту.

В условиях семейно-бытовых отношений очень важно обнаружить перерастание аморальных действий кого – либо из членов семьи в преступление или административное правонарушение. Восприятие таких действий людьми весьма субъективно, т.е. для одних это может послужить поводом для немедленного обращения в милицию, другие длительное время скрывают факты даже грубого насилия, оскорбления, унижения чести и достоинства личности по разным причинам: не усматривая в этом противоправного поведения (поскольку все происходит между родственниками), не желая наступления для виновных ответственности.

В этом кроется одна из трудностей и сложностей в организации реагирования, ибо сотрудники милиции часто, к сожалению, узнают о конфликте в семье не в момент его возникновения, а в период уже развития или кульминации.

Органы внутренних дел продолжают наращивать усилия в противодействии семейно-бытовой преступности. Используются предоставленные законодательством возможности, активизируется взаимодействие с заинтересованными органами по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Это такие направления, как обеспечение раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, принятия мер по организации надлежащего профилактического наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за бытовые преступления, взаимодействие с сельскими и поселковыми комитетами, жилищно-эксплуатационными организациями по установлению граждан, длительное время не оплачивающих коммунальные услуги, ведущих антиобщественный образ жизни, проведение выездных судебных заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в условиях лечебно-трудовых профилакториев, частичному ограничению в дееспособности и лишению родительских прав, установление престарелых граждан, проживающих совместно с родственниками, ведущими антиобщественный образ жизни.

И это далеко не весь перечень мероприятий, который проводится с целью предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Для стабилизации обстановки в сфере семейно-бытовых отношений и защиты несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях, принят Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Основная его цель – обеспечить защиту прав и законных интересов детей, способствовать повышению ответственности отцов и матерей, не выполняющих свой родительский долг. Отныне они обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

С принятием Декрета работа по выявлению родителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей, заметно активизировалась. При этом государство создает условия для трудоустройства таких лиц. Законодательно установлено, что зарплата нерадивых родителей должна быть такой, чтобы могла обеспечивать полное выполнение обязательств по возмещению расходов на содержание детей, сохраняя за родителем не более 30% заработка.

Одна из важнейших задач – профилактика правонарушений в семейно-бытовой сфере. В этих целях с привлечением участковых инспекторов милиции, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, регулярно проводятся совместные рейды по месту жительства неблагополучных семей, в которых родители-пьяницы устраивают скандалы.

Однако, уважаемые жители района! Без вашей активной позиции в вопросах предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, государственные органы на сто процентов данную проблему не решат. В этой связи, если вы располагаете информацией, что в той или иной семье сложилась неблагополучная ситуация, что кто-либо торгует алкоголем или самогоном, сообщите данную информацию в отдел внутренних дел.

Каждый законопослушный житель Беларуси должен уяснить, что те злоумышленники, которые незаконно реализуют алкоголь, преследуют только одну цель – это нажива. Их не волнует не Ваше здоровье, не то, какие трагические последствия могут наступить.

Также вы можете любую информацию о незаконном обороте алкоголя, а также о лицах учиняющих скандалы сообщить в районных отдел внутренних дел по телефону 102.

О средствах самозащиты от преступлений

С уголовно-правовой точки зрения вопросы самозащиты лиц от противоправных посягательств регламентируются главой 6 Уголовного кодекса Республики Беларусь, положения которой применимы ко всем видам таких посягательств. Согласно ст. 34 УК каждый гражданин имеет право на защиту от общественно опасного посягательства. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Превышением пределов необходимой обороны признается явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение.

Под необходимой обороной понимается правомерная защита публичных или частных интересов от общественно опасного посягательства путём причинения вреда посягающему.

Закрепление в УК права на активную защиту от общественно опасных посягательств является законодательной реализацией естественного права каждого человека на неприкосновенность жизни, здоровья, чести и достоинства личности, жилища, собственности и иных как частных, так и публичных интересов. Активное осуществление гражданами права на необходимую оборону имеет важное значение для обеспечения эффективной борьбы с преступностью.

Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их социального статуса, должностного или служебного положения. Любое лицо вправе отражать посягательство, как на его собственные интересы, так и на интересы иных, даже посторонних для него лиц, на интересы общества или государства.

Причинение вреда посягающему будет признано правомерным только при наличии предусмотренных законом условий, которые делятся на две группы и относятся как к самому посягательству, так и к защите от него.

Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству, характеризуют деяния, при совершении которых допускается применение силы в отношении посягающего. Посягательство должно быть: общественно опасным; наличным; действительным.

Посягательство – это общественно опасное деяние, которое причиняет или создаёт угрозу причинения существенного вреда правоохраняемым интересам личности, общества или государства. Необходимая оборона допустима от общественно опасных деяний, которые могут и не являться преступлениями как в связи с тем, что за их совершение не установлена уголовная ответственность, так и в связи с тем, что совершившие их лица не подлежат уголовной ответственности в силу малолетства, невменяемости или в связи с опосредованным исполнением преступления. Однако из моральных соображений заведомо малолетним и невменяемым при отражении их посягательств целесообразно причинять минимальный вред и только в случае необходимости.

Грозящий от посягательства вред должен быть существенным, поэтому не образует необходимой обороны отражение малозначительных посягательств, когда деяние формально содержит признаки какого-либо преступления, однако заведомо для обороняющегося не может причинить существенный вред охраняемым интересам (напр., кража малоценного имущества).

Посягательство должно угрожать немедленным причинением вреда, что делает необходимым прекращение такого посягательства путём применения силы к посягающему. Как правило, состояние необходимой обороны возникает в связи с насильственными посягательствами, которые связаны с причинением вреда личности (телесных повреждений, смерти, совершением изнасилования, похищения человека, захватом заложников и т.п.).

Не порождает права на необходимую оборону провокация необходимой обороны, когда лицо своими действиями побуждает кого-либо применить насилие или совершить иное посягательство (провоцирует нападение) и затем причиняет ему вред под видом необходимой обороны. Такие действия квалифицируются как преступление на общих основаниях.

Своевременность защиты определяется временными пределами существования посягательства. После окончания посягательства к виновному могут применяться насильственные действия только с целью его задержания и доставления в органы власти. Применение же насилия к лицу, прекратившему посягательство, не с целью его задержания, рассматривается как самочинная расправа и квалифицируется как преступление на общих основаниях.

При отражении общественно опасного посягательства допускается использование оружия любого вида и даже против не вооружённого посягающего. При переходе оружия из рук посягающего в руки обороняющегося не исключается возможность применения этого оружия против посягающего при условии продолжения посягательства и соблюдении пределов причинения вреда.

Правомерность обладания оружием для оценки правомерности необходимой обороны значения не имеет, хотя его использование для необходимой обороны не исключает ответственность за незаконное его обращение.

Причинение вреда до начала нападения (преждевременная оборона) или после прекращения посягательства (запоздалая оборона), если лицо осознавало преждевременность или запоздалость обороны, квалифицируется как преступление на общих основаниях.

Преждевременная оборона, которая явилась следствием ошибки лица в оценке начала осуществления посягательства, при наличии иных условий может рассматриваться как мнимая оборона.

Запоздалая оборона, когда защитные меры применены непосредственно после окончания посягательства, но обороняющемуся не был ясен момент его окончания считается необходимой обороной. Если же запоздалая оборона явилась следствием ошибки в оценке продолжения посягательства, то при наличии иных условий она также может рассматриваться как мнимая оборона.

Следует отметить, что убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

С вопросами самозащиты от преступных посягательств тесно связаны и вопросы, возникающие при причинении вреда в ходе задержания лица, совершившего преступление.

Приведу основные положения УК Республики Беларусь (ст. 35), на основании которых производится разбирательство по таким ситуациям.

Так, не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для передачи органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, когда оно пытается или может скрыться от следствия и суда, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного лишения жизни либо причинения тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.

Право на задержание лица, совершившего преступное деяние, наряду со специально уполномоченными лицами имеют также потерпевшие и другие граждане.

Также остановлюсь на вопросах ответственности граждан за правонарушения, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений.

За правонарушения, совершаемые в сфере быта, предусмотрены следующие меры ответственности:

по статье 9.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (умышленное причинение телесного повреждения) – предусмотрен штраф в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест;

С 28.08.2013 вступила в действие часть 2 статьи 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность в виде штрафа или административного ареста за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления.

по статье 9.3. КоАП (оскорбление) – штрафные санкции составляют от четырех до двадцати базовых величин;

по статье 17.1. КоАП (мелкое хулиганство) – налагается штраф в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Когда насильственные действия совершаются над потерпевшим систематически, равно как и если они были совершены однажды, но рассчитаны на причинение особенно мучительной боли, физических или психических страданий своей жертве, виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности по статье 154 Уголовного кодекса Республики Беларусь (истязание) за что предусмотрен арест на срок до трех месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок.

Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении, судом может быть применено наказание в виде ограничения свободы на срок от одного года до трех лет или лишения свободы на срок от одного года до пяти лет.

В случаях, когда пострадавшее лицо, ощущало реальную угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, будет принято решение о привлечении виновного к уголовной ответственности по статье 186 УК Республики Беларусь, по которой предусмотрены наказания в виде штрафа, или исправительных работ на срок до одного года, или ареста на срок до шести месяцев.

Если вы стали жертвой правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, если вам членом семьи причинены телесные повреждения, незамедлительно обратитесь в районный отдел внутренних дел. Вам будет выдано направление для прохождения судебно-медицинской экспертизы с целью установления степени тяжести телесных повреждений. В случае причинения легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, свои права Вы можете защитить в частном порядке, путем подачи заявления в суд о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по статье 153 УК Республики Беларусь. И в этом случае к правонарушителю может быть применено наказание в виде общественных работ, или штрафа, или же исправительных работ на срок до одного года, или арест на срок до трех месяцев.

Помимо указанного, постановлением МВД «О порядке организации работы специализированных изоляторов органов внутренних дел, порядке и условиях содержания лиц, помещенных в специализированные изоляторы органов внутренних дел», предусмотрено содержание в изоляторе лиц совершивших в состоянии алкогольного опьянения административные правонарушения, за которые может быть наложено взыскание в виде административного ареста, что позволит в дальнейшем своевременно применять меры административного воздействия и изоляции к семейным скандалистам находящимся в состоянии алкогольного опьянения по месту жительства.

Если вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально-опасном положении, сообщите данную информацию в РОВД по телефонам 8-029-608-44-02; 8-033-680-44-02; 2-12-49; или 102. Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии.

Кроме этого, в настоящее время пострадавшие от домашнего насилия имеют возможность обратиться за анонимной помощью на телефон бесплатной горячей линии по номеру 8-801-100-8-801.

Валерий ЧЕКАН,
начальник отдела внутренних дел
Брагинского райисполкома,
полковник милиции



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *