Визитная карточка Брагинского района – самобытность

Популярное

m_0001

Наш район имеет богатейший исторический и культурный потенциал. Впервые Брагин упоминается в 1147 году. И именно здесь, на Полесье, в местах, где Припять впадает в Днепр и где обширные заливные луга и плодородные земли, испокон веков жили талантливые и одарённые люди. На протяжении столетий сложились отличительные школы зодчества, живописи, художественной резьбы, иконописи. Край этот всегда славился своим песенным творчеством, уникальными обрядами и традициями народных праздников.

Исследованием историко-культурного наследия занимаются работники Брагинского исторического музея с картинной галереей и участники кружка «Традиции нашего края» под руководством главного хранителя фондов Надежды Мелешко. Посещают его юные брагинчане. Результатом их труда стало подробное описание традиционного женского шейного украшения «Кружка», свадебного элемента «Вёльца», изображения цветов и растительных узоров в народной иконе.

«Мы не только изучаем уникальные народные элементы, свойственные только данному региону, но и подробно показываем технологию их изготовления, – поделилась Надежда Ивановна. – Это способствует расширению знаний учащихся о богатом опыте предков, сохранению навыков ремёсел и промыслов».

Шейное украшение кружка

Сегодня всё большую популярность набирает такой вид декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение. Стеклянный бисер и бусинки – древний материал, который появился ещё до нашей эры. На территории современной Беларуси известен с раннего железного века.

Шейное украшение – плетёнка. 1930 г. Деревня Храковичи.
Шейное украшение – плетёнка. 1930 г. Деревня Храковичи.

В Брагинском районе бусы были широко распространены и стали неотъемлемой частью народного костюма. По фотографиям жителей удалось выявить стиль, цветовую гамму и узор женского украшения, которое в народе называется «кружа» или «лавочка». Оно представляет собой орнаментальную ленту, плетёную из разноцветного бисера шириной примерно три сантиметра, нашитую на такую же по размеру ткань. Для придания круглой формы изделию в ткань вшивали полоску бересты или плотной ткани.

Традиционное одеяние женщины. Начало ХХ в., Комарин.
Традиционное одеяние женщины. Начало ХХ в., Комарин.

Разнообразным был орнамент на кружках – в основном ромбовидные и крестоподобные элементы, аналогичные орнаменту тканых и вышитых изделий. Эти украшения часто были многоцветные, в них гармонично сочетались красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный цвета. Встречались и чёрно-белые варианты.

Отрадно заметить, что на Брагинщине возродили традицию изготовления и ношения уникального женского дополнения к костюму. Его с гордостью носят многие девочки.

Низание сетки с ячейками ромбовидной формы – это древняя техника, в которой изготавливали украшения и элементы народного костюма и головных уборов.

Вёльца – элемент свадебного обряда

Из-за разливов рек и обширной болотистой местности существенную часть календарного года население Брагина было лишено возможности общения с северо-западными соседями, а большой отрезок времени поддерживало связь с южными регионами (современная территория Украины). Это переплетение привело к формированию белорусско-украинской самобытной культуры, что ярко прослеживается в традициях Брагинской иконописи, цветовой гамме и узорах рушников и ковров.

До нынешних дней в Брагинском районе, особенно в южной части, выделяется местный диалект и наречие. Не менее уникальна и духовная культура. Основа семейно-бытовых обрядов – такая же, как и в других регионах Беларуси, но составляющие элементы – отдельные песни, игры и забавы, костюмы, кулинарные рецепты, использование вёлец в свадебной обрядности – существенно отличаются.

Сама традиция изготовления последних распространена на территории Брагинского района частично (только на Комаринщине, примерно до деревни Асаревичи). В основе вёлец лежит ветка-рогалик, которая должна обязательно иметь три разветвления. Их называют рожок, или какати.

Сейчас в свадебном обряде чаще используют ветку груши, хотя может быть акация, плодовое дерево, иногда используют даже сосну. По форме она повторяет руну мир. Это знак, который символизирует стремление к абсолютному порядку и добру. В магическом отношении представляет защиту от чёрных сил и обеспечивает покровительство светлых богов.

В основе вёлец лежит сильнейший языческий символ Рода, что сразу раскрывает их истинный сакральный смысл и предназначение. Это не что иное, как мощнейший оберег с одной стороны и символ начала новой жизни, нового рода – с другой. Об этом говорит форма ветки, которая выглядит как древо жизни.

Екатерина Жорова, д. Верхние Жары.
Екатерина Жорова, д. Верхние Жары.

Составляющие вёлец – калина и овёс. Вся духовная жизнь женщины – её девичество, невинность, любовь, замужняя жизнь, радости, горести, родственные чувства – находит своё отражение в калине. Она представляется слышащею, видящей, думающей и горюющей. В вёльцах дерево символизирует женскую невинность и красу. Овёс означает плодовитость, имеет способность рассеиваться (отсюда овёс-самосей), он играл большую роль в свадебной обрядности. Не случайно именно овсом обсыпали молодых.

Все остальные элементы в вёльцах используются для придания праздничного шика и красоты – цветы, цветная бумага и многое другое.

К ветке прикрепляли калину и овёс и таким образом собирали воедино все мощнейшие обереги молодой семьи.

Вёльца изготавливались как в семье молодого, так и в семье молодой. Спиливать ветку накануне свадьбы поручали близкому человеку – мужчине, которому доверяли столь ответственное дело. Впоследствии он был «дружком» на свадьбе.

Завивать вёльца приглашали трёх женщин, состоящих в браке, не вдов, и обязательно имеющих детей, что объяснялось положительной семейной энергетикой. Приступали к обряду с благословения родителей, весь процесс сопровождался специальными песнями.

На протяжении всей свадьбы вёльца жениха и невесты стояли у них за спиной. По окончании торжества молодые обменивались оберегами и все участники свадьбы шумной, весёлой компанией отправлялись к домам молодых, где крепили вёльца к крышам. Весь процесс сопровождался весёлыми песнями, играми, шутками. Вёльца оставались там до тех пор, пока естественным образом не разрушались.

Эта традиция сохранилась до наших дней. На Комаринщине в деревнях на домах сельчан и сегодня можно встретить своеобразные свадебные букеты.

В д. Верхние Жары живёт Екатерина Николаевна Жорова, 1928 года рождения. Она и рассказала о технике изготовления вёлец. Кружковцы её успешно освоили и распространяют мини-вёльца как уникальные сувениры.

Цветы над ликами святых

Самой яркой отличительной особенностью народной иконописи нашего района является использование изображения цветов над ликами святых. Такие черты не прослеживаются в других регионах. Подобный декор можно рассматривать как упрощенную рисованную замену дорогих украшений. С цветочным орнаментом чаще всего писались сюжеты – образы Богородицы, Спаса Вседержителя, святых Николая и Георгия.

Икона «Богоматерь Троеручница».  Вторая половина XIX в. Деревня Петрицкое.
Икона «Богоматерь Троеручница».
Вторая половина XIX в. Деревня Петрицкое.

Элементы народного письма свидетельствуют о влиянии барочного стиля европейского мастерства на национальные традиции иконописи. Образы святых нарисованы максимально приближенно к натуральным человеческим пропорциям с использованием объёмного моделирования.

Образец рисунка элемента народной иконы, восстановленный учащимися.
Образец рисунка элемента народной иконы, восстановленный учащимися.

Именно цветы стали предметом интереса кружковцев. Исследуя цветочный орнамент в народной иконе, они научились рисовать некоторые из фрагментов (розы, цветы в форме капусты) и теперь делают открытки с использованием элементов народной иконы. Это прекрасный способ распространения информации об уникальном объекте.

Нина СИНИЛОВА



Пакінуць адказ