Брагинский РОСК: сегодня проявления мошенничества всё более изощренны, изменчивы и трудноуловимы

Территория закона

moshennik

Мошенничество – один из видов воровства. В уголовном праве – это «преступление, заключающееся в завладении чужим имуществом (или в приобретении прав на имущество) путем обмана или злоупотребления доверием».

В случаях мошенничества человеческий обман становится злом, разрушительной силой как для обманывающего, так и для обманутого. Примерно то же самое мы можем сказать о спутнике мошенничества – воровстве, поскольку присвоение чужого имущества или права на него путем обмана является одной из форм воровства.

В современном обществе мошенничество становится все более распространенным и изощренным. Не случайно один из выдающихся юристов XIX в. И.Я. Фойницкий писал: «как человек времен первоначальных прибегал для похищения имущества главным образом к топору и кистеню, а человек нашего времени к тайному взятию чужого, то вскоре – что уже весьма заметно теперь – преобладающее место этих способов заменит орудие интеллектуальное, хитрость, обман; следовательно, социальная сторона мошенничества очень заманчива».

Если, будучи видом воровства, мошенничество естественно и объяснимо как врожденная черта человека, то это не значит, что оно простительно. Напротив, оно недопустимо с точки зрения культуры, моральных и юридических норм, т.е. тех форм жизни, которые издавна приняты в обществе и лежат в основании всех исторически известных этических и правовых семейных и общественных укладов.

Мошенничество в современном мире отличается исключительной многоликостью, адаптивностью (приспосабливаемостью), динамизмом и способностью к модернизации. Оно широко распространено не только потому, что не всегда связано с насилием, т.е. «с топором и кистенем», но и потому, что современная жизнь весьма технизирована, формы человеческого общения все более интеллектуализируются и компьютеризируются, все большее значение имеют информационные технологии, особенно в сфере бизнеса и финансов, все больше форм общения виртуализируются, т.е. осуществляются через новейшие средства коммуникации: от мобильных телефонов до Интернета.

В эти сферы и приходят обман и мошенничество. В этих сферах они приобретают такие новые и необычные формы, которые могут быть понятыми только специалистами в соответствующих областях знания.

Можно сказать, что мошенничество существует как в традиционных формах, скажем, карточного или «наперсточного» обмана, так и в новейших компьютерных и виртуальных формах. Поэтому совершенно справедливо заметил еще в 1871 г. И. Я. Фойницкий, что мошенничество – это, прежде всего, «орудие интеллектуальное», его проявления в современную эпоху все более изощренны, изменчивы и трудноуловимы.

Мошенничество – это всегда взаимодействие двух (и более) человек, т.е. мошенника и его «клиента». Успех мошенника означает поражение его жертвы. Однако успех мошенника невозможен без невольного соучастия в нем «клиента». Иначе говоря, в людях есть такие качества, черты характера или недостатки, которые помогают мошеннику обеспечить его успех.

Что это за качества и недостатки?

Во-первых, это легковерие, избыточная доверчивость и любопытство, возбудимость, азартность, неосмотрительная увлеченность, импульсивность (когда желание или чувство ведут к действиям минуя разум, осознание ситуации), во-вторых, повышенная внушаемость, в-третьих, наивность, неосведомленность, невежество, отсутствие навыков критического мышления или в целом невысокий уровень образованности.

Если бы нам не были присущи эти качества и недостатки, то едва ли мошенничество имело успех. Но все-таки «инициатива» в сфере обмана и мошенничества принадлежит именно мошенникам, которые со своей стороны могут иметь достаточно ярко выраженные способности к этому. Достаточно вспомнить в этой связи Остапа Бендера.

К типичным чертам психологии мошенника относятся цинизм (бессовестность), бессердечие, лживость, жестокость, вероломство, изобретательность, информированность, изощренность и доведенные до степени искусства навыки обмана в своей сфере мошенничества, подозрительность, недоверчивость, гибкость и вероятностность мышления, его альтернативность и вариативность, готовность к неожиданным и нестандартным ситуациям, развитая психоэмоциональная сфера, определенные актерские навыки (лицедейство).

Как видим, психология мошенника, психология обманываемого и психология мошенничества – это не одно и то же. В процессе мошенничества как бы взаимодействуют две психологии – психология мошенника и психология его жертвы. Эти две психологии встречаются, и начинается процесс мошеннического обмана. Поэтому мошенничество как процесс – это прежде всего психологический процесс, и только во вторую очередь – техника мошенничества, его средства и конкретные обстоятельства. Вместе с тем психология мошенничества как процесса во многом зависит от типа мошенничества, его локации (места протекания), содержания и цели мошенничества.

Строго говоря, каждый случай мошенничества в чем-то уникален, и в этом также состоит его опасность, непредсказуемость и трудность понимания, разоблачения и борьбы с ним.

Более сложные и специализированные виды мошенничества связаны с областью рекламы, продаж, финансовых и торговых операций, сделок с недвижимостью.

Другим современным и широко распространенным видом мошенничества является большой набор услуг со стороны так называемой нетрадиционной или альтернативной медицины.

Мошенники от этого вида шарлатанства предлагают специальные виды диагностики и лечения с использованием особых аппаратов, работающих на основе новейших «открытий» в области физики (таким образом действуют, в частности, так называемые торсионщики) или квантовой механики (аппараты «квантовой медицины»).

Каковы же места, области проявления мошенничества?

Мошенничество может произойти практически где угодно, однако есть особые зоны риска, где вероятность оказаться жертвой мошенничества особенно велика. Это может быть вокзал, улица, рынок, магазин, фирма-однодневка, железнодорожный транспорт, аэропорт, различные непрошенные гости, приходящие на квартиру под видом социальных работников, работников ЖЭКа или торговцев, почтовый ящик, домашний или мобильный телефон и даже Интернет.

Как говорилось выше, каждый из случаев мошенничества уникален. В то же время он представляет собой, как правило, минутный или достаточно продолжительный «спектакль» со своим сценарием и действующими лицами. Поэтому дать исчерпывающую картину современного мошенничества не представляется возможным. Можно только дать анализ наиболее типичных видов и ситуаций мошенничества и предложить некоторые рекомендации, следование которым способно снизить риск стать жертвой мошенничества. К рассмотрению конкретных видов и ситуаций мошенничества мы и перейдем, оставив вопросы защиты от мошенничества для заключительной части этого учебного пособия.

Карточные игры

Мошенничество, связанное с карточными играми, весьма традиционно. Воровская профессия в карточных играх – карточный шулер. Он является обманщиком, не только знающим различные приемы шулерства, но и обладающий искусством манипуляций, жестов, поз, мимики и т.д.

Обычно карточные шулеры составляют особого рода криминальные корпорации со своей иерархией и школами, возникающими, как правило, в тюрьмах, где и происходит обучение, обмен опытом и «повышение квалификации». Мир карточных игр имеет свой язык, традиции и правила.

Собственно мошенничество на этой почве начинается тогда, когда человеку в процессе обмана наносится материальный, моральный или другой ущерб.

Едва ли не самым большим магнитом, притягивающим людей к карточным играм, в том числе и мошенническим, является азарт, жажда выигрыша, желание рискнуть. Кроме того, существует категория людей, особенно предрасположенных к игромании – специфической человеческой слабости.

Игроманы легко попадают в зависимость от той или иной азартной игры.

Жертвами картежников могут быть как люди втянутые в игру на вокзале, в вагоне поезда или такси, так и посетители специальных нелегальных «катран», местах, скрытых от глаз милиции (это может быть дача, квартира, ресторан, снятый на короткий срок офис и др.).

Техника карточного шулерства необычайно разнообразна и порой исключительно изобретательна. Она не стоит на месте. Современные шулера овладевают различными электронными и компьютерными технологиями с целью выработки все новых и новых приемов обмана.

Гадание

Это вид обмана, который может быть как бескорыстным, т.е. не приносящим дохода гадающему, так и мошенническим. Гадание – вид деятельности едва ли не более древний, чем карточные игры. Ему предшествовали оракулы и предсказатели судеб у древних греков, римлян, у некоторых народов Востока. Первоначально оракул – это предсказание, передававшееся жрецами от имени божества верующим, а также место, где оглашалось предсказание. В Древней Греции жриц-прорицательниц в храмах Аполлона в Дельфах называли пифиями. Искусство прорицания и гадания роднит их цель – узнать судьбу, будущее.

Видов гадания неопределенно много: от гаданий на кофейной гуще до гадания на картах.

Традиционно гадание – это дело женщин. Спектр услуг, предлагаемых гадалками, достаточно широк. Это вопросы, касающиеся финансов, семейной жизни, здоровья, любви, брака и т.д. Предполагается, что гадалка обладает особым даром предвидеть будущее, но с помощью и в процессе гадания. Последнее весьма существенно, поскольку обеспечивает беспристрастность, «объективность» предсказаний, ведь это не просто то, что хочет сказать гадалка, а то, что показывает, скажем, карточный расклад, поэтому говорит не столько гадалка, сколько «карты говорят».

Обычно силой, притягивающей людей к гаданиям и гадалкам, является наше желание знать будущее. Эта потребность может быть стимулирована экстраординарными обстоятельствами жизни: болезнью, каким-либо несчастьем, обрушившимся на человека. Сгустившаяся вокруг человека атмосфера неопределенности, неизвестности при общем невысоком уровне образованности и культуры также может быть причиной обращения к профессиональным гадалкам, зарабатывающим свой хлеб обманом, как правило, сладкой ложью.

Успех гадалки приносит не только ее мастерство как гадалки, но и ее психологическая подготовка. Нередко гадалки используют приемы внушения и гипноза, они умело читают по выражению лица, могут пользоваться заранее полученной информацией о человеке.

С гаданием напрямую связан ряд преступлений: воровство, грабеж, даже насилие, если попавший в руки гадалок человек оказался растерянным, слабым или беспомощным. Гадалки используют широкий спектр психического воздействия: от угроз и предсказаний всяческих бедствий и порч до обещаний неслыханного счастья. В конечном счете, гадание как предсказание будущего или судьбы сочетаются обычно с услугами по ворожбе, снятию порчи, заговора и т.д., т.е. с различными видами магических практик или целительства.

Как было сказано, гадания, предсказания и пророчества порождены одной из наших извечных потребностей – желанием узнать будущее. Это желание полярно по своей эмоциональной окрашенности. С одной стороны, оно вызывается страхом перед неизвестностью, особенно если мы ожидаем неприятностей. С другой – мы надеемся на лучшее будущее, которое позволит нам реализовать наши планы, достичь желанной цели. Отсюда возникает жажда заглянуть в будущее, в этой жажде – наше любопытство, стремление к успеху, победе или спасению от опасности.

Нам порой страстно хочется увидеть наше завтра, чтобы подготовиться и по возможности предопределить его. Вера в гадания и предсказания может бессознательно поддерживаться и культивироваться нами. Если мы покупаем лотерейный билет, и он выигрывает, то мы склонны преувеличивать значение этого случая и приписывать себе какие-то особые дарования, особую удачливость, забывая о тех случаях, когда другие билеты оказывались не выигрышными. Но мы так хотим, чтобы госпожа Удача была на нашей стороне, что в конце концов внушаем себе это.

При этом мы забываем или вовсе не знаем о том, что нас уже ждет армия предсказателей и пророков, гадалок и астрологов, готовых помочь нам заглянуть в будущее. Они действуют с помощью карт и талисманов, магических кристаллов и приворотного зелья, внутренностей животных и гороскопов, волшебных шаров и хиромантии.

Сегодня предсказателей и пророков, гадалок и ясновидящих древности сменили респектабельные экономические и финансовые советники, мошенники-рекламодатели и искусные создатели финансовых пирамид. Их прогнозы иногда бывают самореализующимися. Скажем, люди поверили прогнозу, что акции подорожают и начинают их покупать. По законам рынка они от этого начинают дорожать. Или наоборот, людям говорят, что цена акций упадет. Держатели акций начинают их продавать, цена падает.

Реалистический прогноз должен опираться на максимально надежное знание конкретной ситуации. Но если мы не располагаем достаточной информацией, не являемся специалистами в этой области и у нас нет необходимой экспертной базы, то лучше воздержаться от решений относительно будущего.

Желание предсказать, предвосхитить будущее можно и нужно рационализировать, минимизировав при этом возможный ущерб от ошибки в предсказании. Но это называется не предсказанием, а прогнозированием, оставляющим место для вероятности или вариативности прогноза. Наилучший способ прогнозирования основан на понимании причинно-следственных связей того, что относится к области прогнозирования. Тогда наш прогноз будет достаточно точным, поскольку законы природы или причинно-следственных связей никто не может нарушить. Прогнозирование тем более надежно, чем лучше оно связано с получением максимально возможной информации, статистических данных, знанием прецедентов в этой области, с надежными научными методами и опытом прогнозирования, с наличием экспертного сообщества.

Поэтому тем, у кого есть страсть загадывать или постоянное желание узнать будущее, наилучшим вариантом будет трансформировать его в изучение научных методов прогнозирования. И тогда из человека может получиться не гадатель или мошенник-ясновидец, а хороший или даже выдающийся ученый. Плохо ли так использовать и переделывать некоторые свои слабости?!

Статья 209. Мошенничество

1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Мошенничество, совершенное повторно либо группой лиц, –

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Мошенничество, совершенное в крупном размере, –

наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.

4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Дмитрий КОТЛОБАЙ,
заместитель начальника
Брагинского районного отдела
Следственного комитета



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *