1 октября – День учителя. Знакомим с летописью Брагинской школы

Праздники и будни

globuc

Осень ещё не успела украсить позолотой скверы, закружить в хороводе разноцветную листву и застелить ярким ковром землю, а праздничное настроение уже витает в воздухе: на смену торжествам по случаю 870-летия Брагина придёт День учителя. Связь, как мне кажется, этих дат весьма очевидная. Ведь именно от педагогов во многом зависит и будущее нашего посёлка, и прочность его интеллектуального и духовного фундамента. Поэтому каждый, отправляясь в дальнюю жизненную дорогу, должен взять с собой из школы искру знаний, добра и теплоты, чтобы потом превратить её в пламенный костёр успехов на благо родного края.

На протяжении 20 лет Брагинскую СШ возглавляла В.С. Мелешко.
На протяжении 20 лет Брагинскую СШ возглавляла В.С. Мелешко.

Нелёгкий труд, колоссальная ответственность и дорогое право – влиять на умы и сердца тех, кто уже завтра должен сам учить, лечить людей, строить дома, убирать хлеб… Но для человека, осознанно ставшего на этот путь, работа с детьми – только в радость, потому что открывает безграничные просторы для развития талантов, умений и способностей ребёнка, формирования личности. Так считает и нынешний профсоюзный лидер системы образования района Вера Семёновна Мелешко, которая на протяжении двадцати лет возглавляла Брагинскую среднюю школу. Для неё профессия учителя – это ещё и состояние души, образ жизни. Поэтому с особенной теплотой в сердце хранит память о тех, кто в своё время стал для неё примером интеллигентности, образованности и высокой моральности, повлиял на профессиональный выбор:

– И с учителями в детстве, и с наставниками по жизни мне действительно повезло. Желание постигнуть эту благородную профессию возникло ещё с начальных классов – завораживали уроки Матрёны Моисеевны Седренок и Клавдии Эдуардовны Кацубы. Первая, кстати, удостоена звания «Заслуженный учитель БССР». А в культуре речи, выразительном чтении хотелось подражать Анне Гордеевне Гатальской, которая привила любовь к русскому языку и литературе.

После окончания Лоевского педучилища, уже в статусе молодого специалиста, Вера Семёновна приступила к работе в Могилёвской области – обязывало распределение. А параллельно получала высшее образование в Мозырском пединституте. Но душа рвалась в родной район. Поэтому через три года, в 1980-м, вернулась и стала работать воспитательницей в Брагинской средней школе, где на тот момент, кстати, трудилось немало мастеров педагогического дела, отмеченных на государственном уровне. Так что рядом были и богатый опыт, и мудрый совет, и яркий пример служения профессии.

О личности и авторитете директора Александра Фёдоровича Сиренькова, выпускнике Гомельского педагогического института имени В.П. Чкалова, участнике Великой Отечественной войны, говорят уже те факты, что являлся заслуженным учителем БССР, а в 1986 году ему было присвоено звание «Почётный гражданин г.п. Брагина». В числе наград – ордена Суворова III степени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Октябрьской Революции, медали.

Поздравления со званием "Почётный гражданин г.п. Брагина" принимает А.Ф. Сиреньков.
Поздравления со званием “Почётный гражданин г.п. Брагина” принимает А.Ф. Сиреньков.

Его заместитель Николай Иванович Герасимов умел не только заметить в каждом учителе свой «почерк», индивидуальные черты, но и вдохновить на новаторство, профессиональный рост. Замеченные им успехи побуждали молодых двигаться дальше, нацеливаться на успех, делать уроки для детей ярче и интереснее.

Примечательно, что в одно целое сплетались учительские и семейные заботы: рядом с этими мужчинами трудились их жёны – Людмила Антоновна и Татьяна Александровна. Были в школе и другие супружеские пары: Владимир Лукич и Руфина Александровна Кастрицкие, Андрей Демьянович и Тамара Семёновна Русаки, Израиль Яковлевич и Геня Рафаиловна Сосновские, Арон Рафаилович и Софья Львовна Дынины.

В числе заслуженных учителей БССР – Владимир Лукич Кастрицкий и Юрий Евгеньевич Золоторенко. Последний ещё к тому же и заслуженный деятель культуры.

Всегда элегантная, оригинальная в выборе аксессуаров, с безупречным внешним видом – именно такой запомнили многие брагинчане учительницу русского языка и литературы Валентину Ивановну Приходько. Но к этому ещё нужно обязательно добавить: какими интересными, увлекательными и познавательными были её занятия! «Она пела на уроках романсы на слова Сергея Есенина – и мы просто цепенели от восхищения и задерживали дыхание, чтобы не пропустить ни одного слова. Она учила нас писать сочинения, а лучшие собирала в заветную тетрадочку и, конечно, умела рассмотреть в мальчиках и девочках литературный талант. Кстати, доктор филологических наук, уроженец Брагинщины, бывший ученик Брагинской средней школы, а ныне преподаватель Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Владимир Иванович Коваль тоже многому научился у неё», – напишет потом о Валентине Ивановне её ученица Наталья Чернобай, которая пойдёт по стопам любимого педагога.

Uchitel_1922

Uchitel_1930

Uchitel_1941

Чтобы не растерять богатый опыт, методические разработки учителя с большой буквы, в школе, уже при директорстве Веры Семёновны, не единожды презентовались творческие отчёты, открытые уроки Валентины Ивановны. А о её личном вкладе в развитие системы образования свидетельствуют заслуженные награды: медали «За доблестный труд», «За трудовую доблесть», нагрудный знак «Отличник образования Республики Беларусь», звание «Учитель-методист». В 1997 году ей было присвоено звание «Почётный гражданин г.п. Брагина».

Именно на таком – надёжном, прочном, основательном фундаменте педагогических знаний и умений, понимания значимости учительской миссии проходило и личностное, и профессиональное становление молодых работников. А активную жизненную позицию Веры Семёновны, её стремление к самосовершенствованию, инициативность и энтузиазм в осуществлении идей старшие коллеги заметили сразу. Поэтому и доверили возглавить профсоюзный комитет. Преподавание в начальных классах она успешно совмещала с общественной деятельностью.

В середине 80-х – начале 90-х коллектив Брагинской школы работал под руководством Нины Михайловны Бусыгиной, Александра Ивановича Любакина, Людмилы Николаевны Поляковой. А с 1995 года его возглавила Вера Семёновна.

О времени, когда в районе началось массовое отселение людей из-за чернобыльской трагедии, вспоминает с болью: если на начало её деятельности в школе насчитывалось более 800 учащихся, то к моменту директорства лишь 330. Третий этаж учреждения в те годы пустовал. И только когда у людей появилась твёрдая уверенность: Брагин будет жить, в райцентр стали возвращаться, прибывать новые семьи, молодёжь, специалисты. К 2005-2007 гг. количество детей приближалось уже к девятой сотне. Поэтому учебный процесс со временем пришлось организовывать в две смены. Возникла необходимость в пристройке начальной школы, пищеблока, дополнительного спортзала – всё удалось сделать благодаря средствам, выделенным на преодоление последствий чернобыльской катастрофы. В здании разместилась также гимназия.

Со временем снизилась острота и кадровой проблемы, где ставка больше делалась на уроженцев района, закрепление молодых специалистов, для которых и сегодня предусмотрены гарантии и льготы. К работе приступали, профессионально росли и те, кто не стремился уехать из дорогих сердцу мест, и те, кого потянуло обратно после разлуки с домом или для кого Брагин стал уже родным. В их числе – нынешний директор Светлана Петровна Шкурко, её заместители Ольга Васильевна Хмеленок и Ирина Васильевна Григорьева, учителя Ольга Григорьевна Мельник, Елена Васильевна Алевская, Дина Григорьевна Приходько, Руслан Хайталиевич Герасимов, Людмила Владимировна Федоренко, Андрей Викторович Сукач, Жанна Григорьевна Рослик, Валентина Ивановна Кравченко…. Чувствовалось неравнодушие, понимание и заинтересованность в разрешении проблемных вопросов заведующей отделом образования (на тот момент) Анны Николаевны Бобринёвой. Поэтому даже когда, казалось, с каким-то делом не справишься или на что-то не хватит терпения, душевных сил – вдохновляли и поддержка руководства, коллег, и ученическая благодарность за знания и требовательность, и вихрь несущейся по коридорам детворы.

Сегодняшние молодые специалисты с директором С.П. Шкурко.
Сегодняшние молодые специалисты с директором С.П. Шкурко.

… Не одно поколение учителей и учеников прошло сквозь время. А в школу по-прежнему спешат и умудрённые жизненным опытом профессионалы, и молодые специалисты, и пытливые девчонки и мальчишки, и даже супружеские пары. Как, к примеру Алексей Александрович и Екатерина Александровна Романюки, Вадим Анатольевич и Татьяна Станиславовна Пинчуки. Правда, сегодня определить в себе способности, склонности и мотивацию стать педагогом помогает уже созданная здесь профильная группа: связать свою жизнь с гуманной профессией решили шесть учащихся. Так что, возможно, через несколько лет они будут встречать первое сентября в качестве учителей. Школа – это  вечная молодость, постоянное развитие, непрерывное движение вперёд. Пусть всегда здесь находится место творческим делам, перспективным идеям и новым открытиям!

Из школьной летописи:

В октябре 1863 года в Брагине было открыто двухклас-сное училище, в котором обучение проходило раздельно: учитель занимался с мальчиками, учительница – с девочками, которые в основном приобщались к рукоделию. Училище просуществовала до 1917 года. После Октябрьской революции были созданы две трудовые школы.

В 1914 году по ходатайству брагинских мещан и зажиточных крестьян Минское губернское управление разрешило открыть в Брагине 4-классное высшее начальное училище. А в 1919-м на базе его была открыта гимназия, которую через год реарганизовали в школу второй ступени. В мае 1921 г. состоялся первый выпуск этой школы.

В соответствии с постановлением ЦК ВКПБ(б) и СНК СССР школы второй ступени были реорганизованы в школы колхозной молодёжи (ШКМ) в 1930 г.
 5 сентября 1931 г. ШКМ были реорганизованы в неполно средние и средние школы. Директором стал Степан Акимович Витко.

С 1939 года, с перерывом на время Великой Отечественной войны, по июнь 1949-го директор – Степан Алексеевич Никитин, отличник народного образования, заслуженный учитель БССР. Энергичный, способный руководитель, отдавший много сил восстановлению разрушенной немецкими оккупантами школы, сумевший добиться того, что школа занимала видное место в области и республике.

В предвоенном 1941 учебном году 10 классов окончили 240 человек, с 1945-го по 1960-й – 980.

С 1962-го по 1966-й год 457 человек получили в школе среднее образование и одну или две специальности по производственному обучению. За эти годы школа выпустила 141 шофёра-профессионала третьего класса, 40 медсестёр, 110 трактористов, 49 мотоциклистов, 20 продавцов, 29 электромонтёров, 53 воспитателя, 164 швеи, семь автослесарей.

Сегодня в Брагинской СШ работает 62 педагога и учится 564 ребёнка.

Валентина БЕЛЬЧЕНКО



Пакінуць адказ