Рынок труда: на принципах справедливости

Общество

molode

В основе достатка человека, благосостояния народа в целом, успешного развития любого государства лежит труд. Добросовестный и усердный, нацеленный в будущее. Достойный и честный. Или, выражаясь иначе, легальная занятость – это налоги, а значит, наши медицина и образование, безопасность и благоустройство, дотации по жировкам… Всё, казалось бы, весьма понятно. Но почему одни платят, а другие только пользуются? Бывает, конечно, что у человека возникли проблемы со здоровьем или он внезапно потерял работу, не может устроиться по специальности, попал под влияние сложных обстоятельств. А если просто не желает трудиться? Занял иждивенческую позицию? Сидит на шее у родителей-пенсионеров и ведёт праздный образ жизни? Или промышляет сомнительным образом?

Изменить ситуацию призван Декрет №1 «О содействии занятости», подписанный Президентом Республики Беларусь 25 января.

– Главная цель – дать людям возможность трудоустроиться, помочь найти работу тем, кто настроен реализовывать себя. И в то же время подтолкнуть самих незанятых лиц, которые не хотят приносить пользу обществу, привыкли жить за счёт других или вовлечены в теневой бизнес, пересмотреть свои позиции. Иначе избежать наказания рублём не удастся: с первого января 2019 года неработающим трудоспособным гражданам придётся полностью оплачивать ряд субсидируемых государством услуг, – комментирует документ начальник управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Любовь КУЛАБУХОВА.

Пока, правда, по её словам, остаются открытыми вопросы, касающиеся конкретного перечня таких услуг и порядка расчёта, а также критериев, на основании которых сформируют списки лиц, обязанных возмещать затраты государства. Всё это в ближайшее время решит правительство. Однако уже сейчас известно, что так называемый налог на тунеядство с неработающих взиматься не будет, а тем, кто уплатил его ранее, деньги вернут.

Декрет предусматривает концептуально иной подход, направленный на стимулирование граждан к легальной занятости. И логика здесь простая: если человек не платит налоги, значит он не может претендовать на дотируемые из бюджета (т.е. из тех же налогов) услуги. Но будут в этом правиле и исключения.

Документ предусматривает создание при местных органах власти специальных комиссий, которым предоставляются широкие полномочия. В том числе по принятию решений о полном или частичном освобождении трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации. Так что подходить к каждому конкретному случаю планируется индивидуально.

В состав таких комиссий войдут депутаты всех уровней, представители органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, общественных объединений, что позволит видеть проблемы комплексно. А чтобы более эффективно содействовать занятости населения, каждому желающему помогут определиться с трудоустройством, организацией собственного дела, при необходимости направят на обучение или переподготовку. Немаловажную роль должны сыграть меры, направленные на активизацию профилактической работы с лицами, которые отвыкли трудиться и ведут асоциальный образ жизни.

Вся эта деятельность, безусловно, началась не сегодня и не вчера: снижение уровня безработицы, создание трудовых мест всегда были в центре внимания местной власти наряду с экономическими параметрами, развитием социальной сферы. Поэтому свои результаты приносят как индивидуальная работа с каждым, кто пока не трудоустроен, так и тесное взаимодействие служб – занятости и кадровых, а также проводимые ярмарки вакансий. Но в то же время и сами граждане должны более активно включаться в поиск – номер с «пропиской» в службе занятости не пройдёт. Тем более что варианты для трудоустройства (где, на каких условиях, с предоставлением жилья или без него) постоянно обновляются на сайте райисполкома. И это не только вакансии, заявленные местными нанимателями, но и предложения, поступающие из других населённых пунктов республики. При желании у безработных есть возможность переселиться в другую местность, где гарантируется трудоустройство.

Содействие в этом окажет служба занятости, а гражданин в данном случае может рассчитывать на выплату в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума (на сегодня – 1395 рублей 24 копейки).

На первое января текущего года, по словам Любови Кулабуховой, уровень зарегистрированной безработицы в нашем районе составил 0,8 процента от экономически активного населения при прогнозном показателе не выше 2%. При содействии управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома работу в прошлом году нашли 324 человека из 497 обратившихся. Повлиять в определённой мере на несоответствие спроса и предложения на рынке труда помогает обучение за счёт государственных средств, на которое было направлено 14 безработных. У таких лиц затем есть возможность реализовывать себя в качестве парикмахера, каменщика, электрогазосварщика и т.д.

Ещё одно направление политики в области содействия занятости – поддержка деловой инициативы, помощь в организации собственного дела. В 2017-м 11 человек получили субсидии для развития предпринимательской деятельности на общую сумму 27 090,84 рубля.

Хорошим финансовым подспорьем для многих являются оплачиваемые общественные работы, в которых приняли участие 165 человек, в том числе 85 безработных.

Благодаря созданию новых рабочих мест в торговле, сельском хозяйстве, социальной сфере и других отраслях трудоустроено 50 жителей района.

Если же проанализировать структуру рынка труда в целом, то в прошлые годы на Брагинщине повышенным спросом пользовались рабочие профессии: их доля в 2016-м составляла 58% от заявленных нанимателями вакансий, а сегодня эта цифра снизилась до 31%. Зато заметно выросла потребность в квалифицированных кадрах (76%). В сфере сельского хозяйства, например, ждут зоотехников, инженеров, агрономов, ветеринарных врачей, в торговле – продавцов, в учреждении здравоохранения – врачей. Поэтому больше всё-таки шансов найти себе работу у тех, кто имеет высшее или среднее специальное образование и определённый опыт. А у 72,5% безработных, или у 29 человек из 41-го, состоящего сейчас на учёте, за плечами только школа, что, безусловно, создаёт свои сложности при трудоустройстве.

Возвращаясь к Декрету №1, в этой связи нельзя не подчеркнуть: решение вопросов занятости выводится на принципиально новый уровень – желание человека найти своё место подкрепляется возможностями и стремлением государства ему помочь. Так что сама идея документа основана на принципах справедливости и социальной ответственности. И пока проходит детализация всех его ключевых норм (механизм заработает только со следующего января), у каждого есть почти год, чтобы подстроиться под новый формат цивилизованного рынка труда.

Валентина БЕЛЬЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *