История Брагинщины: потерянные храмы

Важное Общество

На Брагинщине Православная Церковь имеет давние корни и традиции. Брагин является одним из древнейших поселений на территории Беларуси. Вне всякого сомнения первый храм должен был появиться здесь еще времена крестителя Руси равноапостольного Владимира. С самого начала в административном отношении церковные структуры относились к Киевской митрополичьей епархии.

Как развивалась здесь церковная жизнь, мы можем только предполагать, т.к. первые письменные источники которые удалось выявить относятся к 16 веку. Из них известно, что Киево-Печерский монастырь владел на Брагинщине селением Гдень. Первые сведения о культовых сооружениях находим в акте раздела имения Брягин от 15 марта 1574 года,  где в описании Брагинского замка сказано: «…Церковь в стене святое Троицы зо всим накладом тое церкви: золотом, серебром, книгами и зов сим тым, што одно в той церкви накладу есть. Также с попом и дьяконом и з их островами, дубровами, чертежами, полми и сеножатми и зов сими их пожитки и доходы, тое церкви належачими… Ку тому церковь за замком в месте святого Николы зов сим накладом тое церкви, с попы их, з их островами, полями, сеножатми и всими пожитки и доходы, ку той церкви належачими.» В данном акте упоминается 20 населенных пунктов, но о других храмах ничего не сказано. Это позволяет говорить, что их тогда еще не было . Довольно широкая приходская сеть начала складываться в 17-м столетии. В 1609 году известным защитником православия князем Адамом  Вишневецким и его супругой Александрой( урожденной Ходкевич) в селе Брагино-Сельце( ныне Селец) строится два монастыря : мужской Преображенский и женский Благовещенский.В 1646 году священником  Иоанном Гудимом при содействии пана Ясенецкого-Войно строится храм Воскресения Христова в селе Чиколовичи. 1678-м  годом датирован фундуш Брагинской Рождества-Богородицкой церкви. К этому времени следует отнести и построение храмов в других селах. На это указывают данные 18-го столетия. Так в 1730г.строится церковь в Глуховичах,1744 в Верхних Жарах, 1760 в Микуличах, 1776 в Храковичах, 1777 в Остроглядовичах, 1784 Брагинская Николаевская, 1786 Брагинская Троицкая, 1786 в Гдене, 1788 в Юрковичах, 1790 Брагинская Рождества-Богородицкая и Крюковская Параскевинская,1792 в Грушно. Все они , за исключением Жаровской, Крюковской, Гденской и Юрковичской построены на место прежде бывших. Более подробную информацию о времени построения первых храмов может дать исследование материалов генеральных визитаций церквей Брагинского деканата за 1751-53 года содержащихся в фонде 1, дела 2462, 2463, 2464 Института рукописей Национальной Библиотеки Украины.  Не смотря на то что Брестская Уния была заключена в 1596 году большая часть храмов на Брагинщине оставалась православными до 1740-х годов. Селецкий монастырь был насильно передан униатам в 1726 году. Православными после 1740-х оставались лишь жители деревень входивших в Деражичский приход (Маложин, Бересневка).В 1795 году все приходские храмы воссоединились с Православием. Униатским остался только монастырь в Брагино-Сельце. Следует отметить ,что не смотря на пребывание в унии Брагинские храмы сохранили православное убранство и старинные православные книги. После воссоединения значительная часть шляхты бывших до зтого униатами перешло в римо-католичество(Буйневичи, Тишкевичи, Голяки, Шатилы, Корженевские и др.). В 1626 году был построен костел в Остроглядах, а в 1750 году филиальный костел в Брагине, но значительного влияния на совращение местного населения в католицизм они не оказали. После второго раздела Речи Посполитой  территория Брагинщины вошла в состав Речицкого повета сначала Черниговской ,а затем Минской губерний-Православие стало господствующим исповеданием . Но не смотря на это вплоть до 1860-х местными помещиками в основном римо-католиками чинились различные препоны православному духовенству. Не редки были привлечения крестьян к работам в воскресные дни, что было запрещено законом и запрет давать священно и церковнослужителям зерновую ссыпку и помогать в обработке полей. Положение значительно изменилось после поражения польского восстания 1863 года.

Так находящийся в Брагине костел был передан православным 12 апреля 1865 года и 13 августа того же года  освящен в храм святителя Тихона Задонского-первый храм в честь этого святого в Минской епархии. Строились как новые церкви, так и на место старых. В 1827 году 3 апреля сгорел храм в Микуличах, но уже к 1834 году был возведен новый. Подобная судьба постигла 9 апреля 1874 года Троицкую церковь в Брагине, на ее месте была построена часовня в память трагической гибели императора Александра II. В 1880-х возводятся новые храмы в Верхних Жарах и Чиколовичах. Устанавливаются новые иконостасы. В 1899 году заканчивается строительство кирпичной двухэтажной школы с домовым храмом во имя апостолов Петра и Павла в Брагине. В 1907 году строится кирпичный храм-школа во имя преподобного Василия Асаревичах, а в 1912 году церковь во имя Святой Троицы в Кривче. При этих храмах были открыты новые приходы. События 1917 года поставили Церковь в стесненное положение. В 1922 году было произведено изъятие церковных ценностей под видом помощи голодающим. У приходов были изъяты земля и причтовые строения. Одной из первых была изъята под клуб церковь святителя Тихона в Брагине и разрушена часовня на месте Троицкой церкви. В 1929 году закрыли храм в Чиколовичах, в 1930 в Асаревичах, в 1932 Николаевская церковь в Брагине, в 1934 в Сельце. Последние храмы были закрыты в 1936 году. В тоже время 28 октября-29 декабря 1924 года в селе Бересневка строится новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери(закрыт в 1936 году). Практически все священнослужители окончили свою жизнь мученически-были  расстрелены или приговорены к значительным срокам заключения, откуда не вернулись. Во время ВОВ были возрождены приходы в Брагине, Микуличах,Сельце, Остроглядах, Крюках, Просмычах, Алексеевке. Все они на протяжении 1943 -1966года были закрыты.Действующей осталась только церковь в Сельце. В нынешнее время от былого благолепия можно увидеть перестроенное здание храма в Асаревичах(в нем расположена школа), остатки кирпичной кладки от церковного забора в Старой Иолче и каплицу 19-го века на кладбище в Бурках.

Иерей Ростислав БОНДАРЕНКО



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *