В Чемерисах школьники постигают азы столярного дела

Важное Общество

 

Кухонные скалки, лопатки, толкушки, разделочные доски, подставки под горячее… Всё это, конечно, сегодня можно купить в магазине. Но тогда вы не почувствуете приятный аромат свежераспиленной древесины, не увидите её прекрасный естественный рисунок, не узнаете, как легко и весело скользит по твёрдой поверхности острый рубанок, снимая тонкую вьющуюся стружку. И не порадуетесь, когда из-под ваших рук, ещё вчера таких неловких и неумелых, выходит, словно по волшебству, красивая и нужная в доме вещь, хранящая тепло ладоней своего творца, его настроение и душу.  

Именно так считают юные мастера из Чемерисского детского сада – средней школы, где есть возможность постигать азы столярничества на занятиях в кружке «Резьба по дереву». Ребята с удовольствием приобщаются к этому старинному народному промыслу под руководством учителя трудового обучения Сергея Пищука. А он, работая с детьми в данном направлении уже более десяти лет, уверен: никакой другой материал не может сравниться с деревом по теплоте, податливости инструменту и экологичности.

В своё время особый интерес у Сергея Григорьевича, выпускника Мозырского пединститута, вызвал мастер-класс резьбы по дереву, который продемонстрировали ему и коллегам на курсах повышения квалификации. Тогда и загорелся желанием больше узнать об этом ремесле, постигнуть его тайны и хитрости. А со временем увлёк рукотворным процессом детей – не только мальчиков, но и девочек. Ещё бы! Изделия из дерева добавят изыска в любой интерьер, а кухонную утварь из натурального материала по достоинству оценит каждая хозяйка.

Но если быть более дальновидными, то приобретение подобных навыков расширяет для сегодняшних школьников возможности трудоустройства и дополнительного заработка. Согласитесь: кто-то силён в языках или химии, кто-то с лучшей стороны проявляет себя в спорте, а у кого-то с детства пробиваются способности к столярному ремеслу. И получать доход он сможет, создавая красивые и полезные вещи.

Сегодня, кстати, для осуществления ремесленной деятельности, в перечень которой входит и изготовление изделий ручной работы, достаточно уплатить сбор в размере одной базовой величины в календарный год. Есть желание получить профессионально-техническое образование и совершенствовать мастерство? Дорога – в лицей или колледж. В любом случае, как считает и Сергей Григорьевич, и директор учреждения Светлана Кудренок, такая занятость детей – хорошая альтернатива вредным привычкам, праздному шатанию детей по улицам и их чрезмерному увлечению гаджетами. Это – один из способов предупредить негативные явления в подростковой и молодёжной среде. А навыки работы с деревом всегда пригодятся: сегодняшние школьники – будущие хозяева.

Чтобы повысить эффективность такой деятельности и привлечь к ней большее внимание сельчан, на базе учреждения была реализована местная инициатива «Создание условий для развития малого предпринимательства со школьной скамьи» – «Творческая мастерская». Она разрабатывалась в рамках проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого программой развития ООН. Как результат – в школьной творческой мастерской сделан косметический ремонт и улучшено освещение. Появилось новое оборудование: ручной фрезер по дереву, электрические лобзики, рубанок и пила, шлифовальная машина, шуруповёрт, профессиональный фуговально-пильный и токарный станки. Закуплены пиломатериалы, ноутбук и мультимедийный проектор, приобретена мебель для проведения занятий. Всё это позволило вывести обучение школьников на более высокий и качественный уровень и даже привлечь к резьбе по дереву, заинтересовать такой формой самозанятости взрослых. Полезными оказались организованные для сельчан тренинги, теоретические и практические занятия, семинары с участием ведущих ремесленников страны.

Так – шаг за шагом, страница за страницей – постигаются азы народного ремесла со школьной скамьи. Сначала – ясное представление о том, как устроено изделие, эскизы и чертежи, знакомство с инструментами и технологическим процессом. Затем – последовательные приёмы работы. У освоивших их  есть возможность посостязаться в конкурсах, переходя от простого к сложному и тем самым проявляя себя в деле. При желании – всей семьёй.

Благодаря местной инициативе и развитию кружковой работы на территории учреждения появились малые архитектурные формы, скворечники и кормушки для птиц. А сделанные своими руками кухонные принадлежности, стулья, ключницы, кресло-качалка и другие вещи, пользующиеся повышенным спросом у покупателей, заставили всерьёз задуматься над возможностью их реализации. Так что в перспективе – осуществить идею по созданию школьной бизнес-компании.

Валентина БЕЛЬЧЕНКО

Фото Ольги ПОЛЕЩУК



Добавить комментарий