11 марта – начало Великого поста

Общество

Возрадуемся, братья и сестры, – ибо в завершении поста сияет нам неземным светом радость Светлого Христова Воскресения. Каждый из нас должен будет приготовить себя к достойной встрече Пасхи.

Эти нелёгкие для нас великопостные дни требуют больших физических и духовных усилий, непрестанного бодрствования и молитвенного настроения. Естественно, что человек не в силах сразу переменить образ своей внутренней духовной жизни. Зная это, Святая Церковь начинает постепенно подводить нас к посту. Первая подготовительная неделя – «О мытаре и фарисее», последующая – «О блудном сыне». Если в притче Господа о мытаре и фарисее мы учились смиренным чувствам раскаяния, привлекающим милость Божию, то, внимая словам притчи Христовой о блудном сыне, воодушевляемся решимостью оставить грех и возвратиться к своему Небесному Отцу.

Заглянув в глубину своей души, должны сознаться, что мы есть самооправдывающиеся и самовозносящиеся фарисеи. Постыдимся же, дорогие мои, такому сходству и будем смиренно повторять слова мытаря: «Боже, будь милостив ко мне, грешному (грешной)», и будем надеяться, что Бог поверит нам. А Он ждёт, когда же пробудится наша совесть. Благо человеку, если он послушает голос своей совести и обратится ко Господу, принеся Ему слёзное покаяние.

Третья неделя посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном Суде живых и мёртвых. С чем мы придём ко Господу, кем предстанем: фарисеем или мытарем, блудным сыном или заблудшей овцой?. Это наша воля. Каким судом судим других, таким и нас Господь будет судить. Но прежде он обратит внимание на деяния любви и милосердия. Эти седмицы – духовная подготовка. Но третья – ещё и подготовка тела к посту. Эта неделя мясопустная или сырная, масленная. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы были к строгому воздержанию мало-помалу от приятных явств приняли бразду, т.е. подвиг поста».

А предварён будет пост незабываемым событием, которое получило название «чин взаимного прощения обид, или Прощённое воскресение». Никакой врач не приступит к лечению больного, не наложит на его раны целительный бальзам, не обвяжет перевязями, предварительно не вычистив гной. Так поступает и Святая Церковь. Она приглашает нас под своды храма в последний день перед наступлением поста, т.е. 10 марта. Наши взоры обращаются к распятому Христу, который всем кающимся изрекает прощение, к Его Пречистой Матери и угодникам Божиим.

Полчаса, час, второй проходят, служба окончена, а люди не расходятся. Каждый считает своим долгом подойти к ближнему со словами: «Прости меня, грешного (грешную)». И услышать в ответ: «Бог простит, и я прощаю». Кто хотя бы раз участвовал в этой службе, забыть её не может. Как свежо бывает в природе после летнего дождя, а каждая травинка, каждый листочек, покрытые каплями влаги, выпрямляются и сверкают в лучах показавшегося солнца, так обновляются и очищаются души человеческие, находящиеся в это воскресенье в храме! В мгновенье ока отходят от сердца обиды и злопамятство, чувства всепрощения, любви и радости притекают в душу струями живой воды, давая силы перенести пост. Таким может быть только действие Божией благодати, так являет себя в нашем бренном естестве воскресший из мёртвых Господь Иисус Христос.

Особой строгостью отличается первая неделя Великого поста. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Эти слова церковного песнопения мы слышим во время чтения Покаянного Канона Андрея Критского. Св. Андрей родился в г. Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе с родителями причастился в Церкви, разрешилась его немота, он стал говорить. Христос через этого отрока показал, сколь великая сила таится в пречистых Таинах. Блаженный Андрей был затем отдан для обучения Божественным книгам, а на 14 году своей жизни был приведён во святой город Иерусалим для служения Богу. Впоследствии по вдохновению от Духа Святаго он создал Канон Покаянный. Святая Церковь начинает Великий пост (первые четыре дня) в 17.00 чтением этого трогательного и умилительного канона, чтобы помочь нам во всей глубине осознать свою греховность. Весь канон – это покаянная лествица, поднимающая наш дух к надежде на наше исправление, на великое снисхождение и милосердие Божие.

Также первая неделя знаменательна усиленным ежедневным (в 9.00) поминовением усопших. Обычно в Прощённое воскресенье подаются эти записки (можно также приносить сахар в баночках).

Дорогие братья и сестры! Помолимся Господу и об отшедших наших сродниках, чтобы Он простил им грехи и поместил в селения праведников. Пусть наши молитвы сольются во единый плач ко Господу, чтобы те, кого мы поминаем, возрадовались духом за нашу любовь к ним. Миром Господу помолимся.

С 11 по 14 марта службы будут совершаться в 9.00 и в 17.00.

Владимир ЗЕЛЕНКОВСКИЙ,
настоятель Свято-Никольского храма в г.п. Брагине



Пакінуць адказ