Духовный путь Великого поста

Важное Грамадства

Дорогие братья и сестры! Мы с вами вступаем в подвиг Великого спасительного поста, который установлен Церковью в подражание примеру Самого Господа Иисуса Христа, ибо Он ради нашего спасения постился сорок дней, не вкушая в это время никакой пищи и не принимая никакого пития. Так и нам, его последователям, Святая Православная Церковь заповедала хранить святое воздержание, духовное и телесное, в течение четыредесяти дней, начиная в этом году с понедельника, 2 марта, и до пятницы шестой, или вербной седмицы. Оттого сей наступающий пост называется Святою и Великою Четыредесятницею, а за ней последует Страстная седмица.

Святая Церковь в эти великие покаянные дни облекается в траурные одежды и особою службою, молитвословиями, песнопениями, постовым колокольным звоном выражает, что она сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и нас с вами.
Страшны и неприятны болезни тела, но насколько пагубнее и опаснее недуги души! Один покрыт коростой жестокосердия и злобы, другой изъязвил себя оспинами осуждения и ругани, третий смердит от нечистых помыслов и ощущений, четвёртый, наконец, вовсе потерял способность молиться, по рукам и ногам связанный духами уныния и лености.

Но не будем отчаиваться в надежде выздоровления. У нас есть чудная врачевательница, которая лечит не земными лекарствами и снадобьями, а всемогущей Божественной благодатью. Это – Святая Четыредесятница! Как она мудра, как любвеобильна!
Она и строга, и милостива, и снисходительна, и взыскательна одновременно. Во дни будничные Четыредесятница заставляет нас привыкать к долгим, протяжным богослужениям, утомляет наше своенравное тело множеством земных и поясных поклонов, удручает плоть строгим воздержанием и в количестве, и в качестве пищи. Зато в праздничные, воскресные дни Она ослабляет пост, сокращает службы, умеряет число поклонов, вдыхая в изнемогающие от покаянных трудов сердца радость о Христе воскресшем и предвкушение Светозарной Пасхальной ночи.

А предварен будет Великий пост незабываемым событием, которое получило название «Чин взаимного прощения обид» или «Прощёное воскресенье».

Никакой врач не приступит к лечению больного, не наложит на его раны целительный бальзам, не обвяжет перевязями, предварительно не вычистив гной. Так поступает с нами и спасительная Четыредесятница. Она приглашает нас под своды храма в последний день перед наступлением поста, то есть 1 марта в 18.00. Наши взоры обращаются к распятому Христу (который, усвоив Себе человеческие беззакония и грехи, всем кающимся изрекает прощение), к Матери Божией и ко святым, которые молятся за нас.

Полчаса, час, второй час проходят, служба окончена, а люди не расходятся. Каждый считает своим долгом подойти к ближнему со словами: «Прости меня грешнаго (или грешную)». И услышать в ответ: «Бог простит тебя и я прощаю».
Кто хотя бы раз в жизни участвовал в этой службе, забыть её не может никогда. Как свежо бывает в природе после летняго дождя, а каждая травинка, каждый листочек, покрытые каплями влаги, выпрямляются и сверкают в лучах показавшегося солнца, так обновляются и очищаются души человеческие, находящиеся в это Прощёное воскресенье в храме. Во мгновение ока отходят от сердца обиды и злопамятство. Чувства всепрощения, любви и радости притекают в душу струями живой воды, давая силы перенести пост. Таким может быть только действие Божией благодати, так являет себя в нашем бренном естестве воскресший из мёртвых Господь Иисус Христос!

Дорогие братья и сестры! Примирившись друг с другом, простив все обиды, отправимся в духовный путь – Великий пост, чтобы ещё на одну ступеньку подняться ближе к Богу и с радостью воскликнуть в Святую ночь Пасхи Христовой: Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

Дорогие мои прихожане! Вся первая седмица (2–8 марта) – это усиленная молитва и прошение. Богослужения проходят ежедневно в 9.00. По окончании каждого богослужения совершается Лития по усопшим. Сложилась традиция, что в храмы несут в баночках сахар, устанавливают туда свечи и во время богослужений молятся за упокой умерших. В 18.00 – Великий Покаянный канон Андрея Критского.

Протоиерей Владимир ЗЕЛЕНКОВСКИЙ,
настоятель прихода свт. Николая Чудотворца



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *