«А» – значит Афганистан

Грамадства

Шинданд, Баграм, Кандагар… Одно упоминание об этих далёких горно-пустынных городах Афганистана и сегодня бередит душу нашего земляка Владимира Зыкова, всплывая страшными сюжетами той, до сих пор непонятой многими войны.

Детство Владимира прошло на живописных просторах Комарина. После школы он пошёл учиться в одно из профтехучилищ Гомеля. Там и был призван в армию. Однажды, вернувшись после учёбы в общежитие, ему сообщили, что вызывают в военкомат. Этим же вечером парню вручили повестку, а уже на следующий день он отправился отдавать воинский долг.

Тогда ещё и представить не мог, с чем ему придётся столкнуться и что за эти два года его жизнь изменится кардинально.

Владимир попал в команду 20 «А». Мало кто понимает военные шифры, вот и новобранцы не особо заморачивались на этот счёт. Из Гомеля их отвезли в гарнизон, который находился в военном городке Печи. Говорили, что службу будут проходить за границей — в Чехословакии.

Мой собеседник рассказывает, что они уже готовились к вылету, собирали вещмешки, а накануне ночью к ним в казарму зашли парни. Одетые в форму, которую раньше не видели, увешанную наградами, а на голове — военные панамы. Это были сопровождающие, или, на армейском жаргоне, «покупатели». Группу забрали в Москву. По прибытии в столицу советских республик их всех загрузили в два вагона и повезли. В пути были где-то полторы недели. За это время пришло осознание, что служба в условиях цивилизации европейской страны им не светит. А на подъезде к Казахстану пошёл слух, что путь держат в Афганистан. Особисты начали обрабатывать новобранцев, говоря, что службу они будут нести в пограничных войсках.

В Туркмении ребят распределили. Владимира с сослуживцами отправили в город Кушка, что на границе с Афганистаном. Там их подразделение готовили по специальности «наводчик миномётов». Первые дни в учебке их не оставляло ощущение, что попали в рай, признаётся Владимир Зыков. Но спустя время их вернули к реалиям жизни, а сытые и беззаботные дни, как оказалось, были своеобразным методом подготовки к выживанию в суровых условиях Афганистана. Все оставшиеся три месяца будущих бойцов приучали обходиться практически без воды, еды (капуста – едва ли не единственное что им давали), носить тяжести.

Первого августа 1986 года Владимир попал в Афганистан. Службу проходил во второй миномётной батарее 371-го мотострелкового полка пятой дивизии 40-й армии. Базировалось их подразделение в Шинданде.

Пройдя курс молодого бойца, ребята отправились на блокпост по охране моста. Спустя два месяца началась повальная эпидемия гепатита, не минула эта участь и Владимира. После лечения в госпитале Баграма, уже в наступившем 1987 году он вернулся обратно. За это время батальоны поменяли местами и, как рассказал мой герой, именно с того момента для них началась военная эпопея…

Боевые действия длились вплоть до конца службы. Воевать приходилось от одной недели до трёх с половиной месяцев.

Придя в армию рядовым, Владимир дослужился до замкомвзвода. Ощущая ответственность, которая легла на его плечи, он старался всё рассчитать до мелочей. И хотя, как сам говорит, война для солдат стала чем-то обыденным, потеря сослуживцев всегда была общей трагедией.

Признаётся, что ему удавалось уберечь жизни бойцов. Хотя тяжелораненые были. Как тогда, когда под их МТ-ЛБ с миномётом попал снаряд из гранатомёта. Взрыв был огромной мощности, машину подняло и опустило на землю. Сослуживец Абдула в это время был снаружи. Через люк затащив его внутрь за ноги, обнаружили, что ему разнесло лицо. К счастью, парень остался жив.

Всякое бывало. Порой даже думать и говорить об этом тяжело. Так что, если вы смотрели фильм «9 рота», говорит Владимир Васильевич, то можете верить: никакого художественного вымысла там нет.

Вспоминает, как накануне нового 1988 года приехали с боевых действий голодными, уставшими, измождёнными. Их ждали баня, праздничный обед со свининой и концерт. Во время культурной части — тревога: ребята из кандагарского ДШБ попали к духам в окружение. Бросились на выручку. Через некоторое время подскочила пехота. Всё, что осталось от мальчишек, собрали. 31 декабря 87-го навсегда сохранился в его памяти проливным дождём и обстрелами.

Первого января бойцы отправились в горы, где был размещён разведвзвод. Просидели там три дня без еды и воды. Неохотно доставая из памяти моменты тех дней, Владимир Васильевич рассказывает, что за время, которое провели в горах, им удалось уничтожить трактор с душманскими снарядами, безоткатку и взять в кишлаке склад оружия. Во время этого боя моего героя контузило, но, к счастью, обошлось без жертв.

Нередко воздать честь и хвалу советским бойцам в горячих точках, не боясь подставляться под пули, приезжали известные исполнители. Владимир Васильевич с сослуживцами побывал на концертах ВИА «Ялла» и Александра Розенбаума. Это было одним из поощрений за боевые заслуги.

Особенно тяжко вспоминать увольнение. Казалось бы, вот он, дембель. Ещё чуть-чуть — и кошмар закончится, можно будет вернуться домой. Но на деле всё вышло куда более сложнее и прозаичнее. Переписку с родными в это время запретили. Даже после приказа не раз ходили в бой, готовили себе замену, ведь это было одним из условий скорого возвращения в Союз.

И вот уже новобранцы ступили на афганскую землю, у Владимира появилась надежда: «Домой!» И в это время в плен к духам попадает его сослуживец. За парня моджахеды попросили КамАЗ оружия и муки. Все, кто отправился ему на выручку, погибли.

Несмотря на все неудачи, которыми сопровождалось увольнение, долгожданный день отправки на родину всё же настал. Вспоминает: взлетали долго. С обстрелами набирали высоту. Нарваться на душманский снаряд можно было и тогда. Через некоторое время, когда казалось, что уже прошла вечность, к ним спустился штурман и радостно сообщил: «Пересекли границу СССР!»

Вначале прибыли в Ташкент, где остановились на ночлег. Наконец-то желанный сон и вкусная еда. На рынке, куда отправились за провиантом, парней встречали как героев, одаривая кто чем мог. Ведь у кого-то с той войны не вернулся сосед или знакомый, а у кого-то служил сын. Из Узбекистана добирались неделю. Приехав в Комарин, возле дома увидел маму. Женщина, не веря глазам, что вот он, её сын, стоит перед ней живой и невредимый, лишилась чувств.

На гражданке жизнь пошла своим чередом. Психологические травмы не подкосили молодого человека. Владимир окончил Брестский пединститут, где получил образование по специальностям «учитель физкультуры» и «начальная военная подготовка». Группа, в которой он учился состояла исключительно из воинов-афганцев. После выпуска ему было присвоено звание лейтенанта. Женился, у них с супругой двое замечательных детей. В профессиональном плане тоже всё сложилось. Свою жизнь Владимир Васильевич связал со службой в органах МВД, до ухода на заслуженный отдых трудился в Брагинском РОВД.

Ирина СТЫЧИНСКАЯ
Фото автора



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *