Свою преданность Родине Иван Ходосок доказал на практической боевой работе по разгрому немецко-фашистских захватчиков

К 76-летию Великой Победы Общество

Долгое время о младшем брате моей бабушки Акулины мы знали лишь то, что в годы Великой Отечественной он был лётчиком, и похоронка на него пришла в мае 1945-го…

Мария Потаповна (во времена моего детства неизменный угловский почтальон), вспоминала, что накануне войны он приехал в отпуск в мундире с голубыми погонами, и ждала его невеста-учительница. Но свадьба не состоялась – грянула война.

Судьбы многих, кто не вернулся с полей сражений, были неизвестны. И только спустя годы, с созданием информационных порталов о Великой Отечественной войне и её участниках, введением в базу данных рассекреченных документов, появилась возможность больше узнать о своих родственниках, восстановить их героический путь. Открылась правда и о моём дедушке – Иване Дмитриевиче Ходоске, 1918 года рождения, уроженце деревни Углы.

Согласно архивным сведениям, в 1939–1940 гг. он участвовал в боях против белофиннов. В годы Великой Отечественной войны был штурманом экипажа и штурманом звена бомбардировщиков, воевал в составе 367-го бомбардировочного авиационного Краснознамённого полка, впоследствии получившего почётное наименование «Берлинский», а также в составе 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка.

Из документов, рассекреченных в 2007 году, следует, что 367-й авиационный полк участвовал в многочисленных операциях и битвах. Среди них – битвы за Крым и Кавказ, Новороссийская, Рижская, Прибалтийская, Восточно-Прусская, Кёнигсбергская, Берлинская и другие операции.

За участие в оборонительных боях и проявленные в ходе боевых вылетов стойкость, мужество и отвагу Иван Ходосок награждён медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2 степени.

Из наградного листа:

Свою преданность Родине доказал на практической боевой работе по разгрому немецко-фашистских захватчиков. Летает днём и ночью в любых метеорологических условиях. Хороший штурман-разведчик, все задания командования выполняет только хорошо и отлично, проявляя стойкость, мужество и отвагу.

Неоднократно во время выполнения боевых заданий тов. Ходосок подвергался интенсивному обстрелу вражеских зениток.

Несмотря ни на какие противодействия со стороны противника и сложные метеорологические условия, он всегда точно приводил самолёт на заданную цель и отличными попаданиями бомб наносил немалый урон живой силе и технике противника.
27 августа 1943 года выполнял боевое задание по разведке портов противника и наличия движения вражеских войск и техники по дорогам на Таманском и Керченском полуостровах. Обнаружив в порту Керчь скопление плавсредств противника, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и лучей прожекторов, неоднократным заходом на цель и отличным бомбардированием потопил два вражеских транспортных средства. В районе портовых сооружений возник очаг пожара.

За период участия в Отечественной войне с декабря 1941 года по 15 октября 1943 года совершил 85 боевых вылетов с налётом 213 часов 16 минут, из них ночью – 80 вылетов.

После первого награждения произвёл 72 боевых вылета. Экипажем, в составе которого летал тов. Ходосок, уничтожено и повреждено: 13 самолётов, 14 железнодорожных вагонов с войсками и грузами, 13 артиллерийских орудий, 17 автомашин, 5 прожекторов. В результате бомбардирования возникло 17 очагов пожара и 8 сильных взрывов.

7 июля 1943 года – боевой вылет ночью на разведку дорог, портов и аэродромов противника на Керченском и Таманском полуостровах. Задание выполнил отлично. После этого произвёл бомбардирование по материальной части самолётов противника на аэродроме Анапа. Прямым попаданием уничтожил склад бензохранилища. Огнём зенитной артиллерии был подбит один мотор, но, несмотря на трудности полёта и плохие метеорологические условия, выполнил боевое задание на отлично и благополучно произвёл посадку на свой аэродром, за что командиром части была объявлена благодарность.

17 июля 1943 года – боевой вылет ночью на разведку движения войск и техники противника по дорогам Таманского полуострова и наличия плавсредств противника в портах. После выполнения задания произвёл бомбардирование по автоколонне противника в пункте Гастагаевская. В результате возникло 2 больших очага пожаров, сопровождающихся впоследствии взрывами. Экипаж был обстрелян зенитной артиллерией противника.

24 августа 1943 года – боевой вылет ночью на бомбардирование плавсредств в порту Еникале. В результате возник очаг пожара в районе портовых сооружений. Экипаж был обстрелян огнём противника.

5 октября 1943 года – боевой вылет ночью на разведку дорог и портов Керченского полуострова. Задание выполнил отлично. После произвёл бомбардирование по железнодорожным эшелонам на станции Владивостока. Прямым попаданием уничтожил один вагон с боеприпасами, поражено до 3-х вагонов.

Из рассекреченного именного списка безвозвратных потерь лётного состава 367-го бомбардировочного авиационного Краснознамённого полка за март 1945 года:

23 февраля 1945 года старший лейтенант, штурман звена Ходосок И.Д. был сбит в воздушном бою истребителями противника на самолёте Пе-2 в районе Видусмуйка Латвийской ССР.

Как и тысячи солдат Великой Отечественной, он остался где-то на полях сражений в свои 27 лет, не успев вдохнуть пьянящий воздух победной весны 1945-го…

Елена КРЫЛОВА (ХОДОСОК),

пенсионерка, внучка героя



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *