22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны

Взгляд Нины Синиловой Грамадства

22 июня 1941 года в четыре утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз.

Самые драматические события начального периода войны разыгрались на белорусской земле. Именно в Беларуси гитлеровцы встретили сопротивление, какого не испытывали ни в одной из военных кампаний в Европе. Первыми приняли на себя удар пограничники и бойцы частей прикрытия. Они не только оборонялись, но и переходили в контратаки. Целый месяц в тылу у немцев сражался гарнизон Брестской крепости. Даже после того, как противнику удалось овладеть ею, отдельные защитники продолжали сопротивление. Последний из них был схвачен немцами летом 1942 года.

В истории Великой Отечественной войны одним из первых примеров подлинно всенародной обороны является сражение за Могилёв в июле 1941 года. При обороне города в бою на Буйничском поле 388-й стрелковый полк 172-й стрелковой дивизии под командованием полковника Семёна Кутепова за один день подбил 39 танков. Константин Симонов писал:

– После того как в землянке проверили наши документы, мы снова вышли на воздух. Сейчас полковник окончательно сменил гнев на милость и стал рассказывать нам о только что закончившемся бое, в котором он со своим полком уничтожил тридцать девять немецких танков. Он рассказывал об этом с мальчишеским задором:

– Вот говорят: танки, танки. А мы их бьём. Да! И будем бить. Это точно. Если пехота решила не уходить и закопалась, то никакие танки с ней ничего не смогут сделать…

В те дни я ничего не мог писать, пока не коснулся точки опоры – встретил часть, которая не отступала, а дралась. Тут я впервые увидел, что фашистов действительно бьют. Я увидел – есть люди, которые остановят врага… В моей памяти Кутепов – человек, который, останься он жив там, под Могилёвом, был бы способен потом на очень многое.

На территории республики-партизанки кровопролитная война длилась три года один месяц и шесть дней. Готовясь к вероломному нападению на Советский Союз, нацисты планировали оставить в Беларуси лишь каждого четвёртого для использования в качестве подневольной рабочей силы. Остальные 75% подлежали уничтожению или высылке. По данным Национального архива РБ, на территории республики существовало около 250 лагерей советских военнопленных и 350 мест принудительного содержания мирных жителей. В 186 населённых пунктах были созданы еврейские гетто.

С первых дней войны начали создаваться партизанские отряды и группы сопротивления. 23 апреля 1943 года Гитлер объявил партизанам войну и приказал считать борьбу с ними равнозначной боевым действиям на фронтах. В период оккупации в Германию на принудительные работы вывезено около 400 тысяч человек (в том числе 24 тысячи детей). Уничтожено более половины наших национальных богатств, разрушено 209 из 270-ти городов и райцентров, 9,2 тысячи деревень (более 600 из них сожжены вместе с жителями). Экономика республики была отброшена к уровню 1928 года. В городах и деревнях без жилья остались около 3 млн человек.

Об этом более подробно я узнала в старших классах школы и в стенах университета. Но самый сильный стресс в десятилетнем возрасте испытала тогда, когда у меня в руках была книга «Никогда не забудем». Составил её Янка Мавр из рассказов белорусских детей, переживших все ужасы немецкой оккупации и помогавшим взрослым громить врага. Читая, замирала от страха, представляя себя вместе с девочками под густой елью, где они прятались от фашистов и боялись, что их обнаружат. А так и случилось. Плакала, когда одна из рассказчиц, угнанная вместе с родными в Германию, не застала в бараке больную мать, для которой из своего скудного пайка припасла два кусочка хлеба и немного супа. Разъярённый фашист сильно ударил её котелком с супом по голове и отобрал хлеб…

Переживала за бесстрашных мальчишек, воровавших у карателей оружие для партизан. Будучи пойманными, они стойко переносили пытки и издевательства.

А потом были книги Алеся Адамовича «Я из огненной деревни», «Хатынская повесть», «Каратели», «Блокадная книга», фильм Элема Климова «Иди и смотри» (сценарий они написали вместе с Адамовичем). Признаюсь, долгое время не решалась приступить к чтению произведений известного писателя, зная, о каких зверствах фашистской нечисти на оккупированной территории пойдёт речь.

Равнодушно к этому относиться нельзя. Говорят, в те дни, когда военная драма демонстрировалась в кинотеатрах Минска, у входа дежурила скорая… Изяслав Котляров в документальной поэме «Ола» рассказал о судьбе сожжённой деревни в Светлогорском районе, разделившей судьбу Хатыни и ещё сотен мест мученической гибели людей от рук нацистов. Заканчивается она четверостишием:

Мы – совести взыскующая память,
Мы – мстительный, да, человечий стыд.
Хоть прошлое уже нельзя исправить,
Но будущее нам принадлежит!

Забота о будущем белорусского народа, Отечества – то, что объединяет всех патриотов нашей страны, делает непримиримыми и бескомпромиссными в борьбе с недругами в их попытках подорвать экономику и посеять смуту в обществе.

Моим детям и старшей внучке посчастливилось пообщаться с дедами-фронтовиками. Они знают о войне не только из книг и фильмов, но из их рассказов. Один участвовал в сражении под Сталинградом, второй освобождал Чехословакию. Имеют боевые награды. Ещё жива моя свекровь, которая пряталась от немцев в лесах под Гомелем, а после освобождения до 70 лет работала медицинской сестрой в сельской больнице. У бабушки Федоры на фронте погибли три сына. Старшее поколение создало государство, в котором мы живём под мирным небом, строим планы, верим, что и у нас, и у наших детей и внуков всё будет хорошо. Слишком большая цена заплачена за приобретённые спокойствие и благополучие, независимость.

Нина СИНИЛОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *