Статус СОП: не дойти до точки невозврата

Грамадства

Каждому ребёнку нужна семья: в идеале – мама и папа. Любящие, заботливые и внимательные, не зависимые от пагубных пристрастий, способные создать в доме уют и тепло. Но, к сожалению, жизненные картины бывают разные. И некоторые – в довольно мрачных тонах: пьяные застолья, семейный скандалы, а то и рукоприкладство, голодные и неухоженные дети. Или грань дозволенного пересекают сами несовершеннолетние, чему способствует недостаточный контроль со стороны родителей, их упущение в воспитании.

Подобные факты – повод бить тревогу, вмешиваться в ситуацию государственным структурам. Появляется необходимость защищать права и интересы детей.
Об этом – разговор с заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних Ольгой ЯСИНСКОЙ.

– Ольга Михайловна, все мы знаем: когда в семье наблюдается неблагополучие, это является основанием признать детей находящимися в социально опасном положении. Но почему-то для многих пугающей является сама аббревиатура СОП. Она воспринимается как некое клеймо, вид наказания. А на самом деле?

– Это не так. Статус социально опасного положения – не приговор, а профилактическая мера, сигнал о том, что в семье есть проблемы, которые нужно срочно решать. Цель госорганов и специалистов в таких случаях – помочь людям найти выход из сложной ситуации, а не навредить или заклеймить. За время нахождения детей в СОП у родителей, потерявших жизненные ориентиры, есть шанс всё наладить, переосмыслить и правильно расставить приоритеты. Всё делается для того, чтобы устранить причины неблагополучия на ранней стадии и не довести ситуацию до крайности – изъятия ребёнка из семьи.
В своей работе субъекты профилактики используют межведомственный подход и строят её с пониманием: никто не заменит детям самых дорогих и близких людей.

– С 1 февраля 2019 года в стране начал действовать новый порядок отнесения детей к категории находящихся в СОП. Благодаря постановлению Совета Министров №22 критерии, по которым ставят на учёт, стали более конкретизированными и точными. Давайте напомним их родителям.

– Таких критериев три. А точнее, поводом признать детей находящимися в социально опасном положении являются следующие ситуации:

• родители не удовлетворяют основные жизненные потребности ребёнка (оставляют его без пищи, препятствуют получению базового образования, не выполняют рекомендации медработника по лечению малыша и др.);

• мать и отец не обеспечивают должный контроль за поведением ребёнка и его образом жизни, из-за чего тот совершает административные правонарушения и преступления;

• родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с детьми.

Каждый из этих критериев, замечу, должен быть подтверждён официально. Например, отсутствие еды в доме – актом, составленным в ходе проверки, совершение ребёнком правонарушения – протоколом, составленным сотрудником МВД, и т.д. Просто разговоры во внимание не берутся.

– Что чаще всего вынуждает бить тревогу?

– Злоупотребление спиртным. Когда родители пьют, дети уходят на второй план. Алкоголь отнимает у них всё самое доброе, светлое и человечное: лишает силы воли, моральных принципов, чувства ответственности.

Поэтому главный акцент в борьбе с семейным неблагополучием делаем на возврат мам и пап к трезвому образу жизни. По ходатайству КДН лечение от алкогольной зависимости они проходят бесплатно. Если, конечно, есть такое желание. С начала года этим правом воспользовались 25 родителей, в том числе трое обязанных лиц. В случае необходимости помогаем и с трудоустройством: четверо родителей, которые раньше не были заняты в экономике, теперь работают.

Конечно, нельзя гарантировать, что все они больше никогда не возьмутся за старое. Как и констатировать, что после снятия статуса СОП никто не возвращается на обратную дорогу. Да, есть факты, когда родители срываются, не могут полностью преодолеть пагубные привычки. Когда нужно снова и снова убеждать, нацеливать, предлагать помощь. Но есть и стойкие положительные примеры. Более того, даже если один ребёнок будет спасён, не лишится счастья расти и воспитываться в отчем доме – это уже результат.

– Как можете охарактеризовать ситуацию на данный момент? Много ли несовершеннолетних жителей района находятся в социально опасном положении?

– На первое августа – 38 детей из 16 семей. В отдел образования, спорта и туризма райисполкома за прошедшие семь месяцев поступило 40 сообщений о возможном семейном неблагополучии, из которых пять (12%) подтвердились.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысился процент нормализации ситуации в семьях: с 94,8 до 95,4.

Вместе с тем, несмотря на прилагаемые усилия субъектов профилактики, достигнуть положительного результата удаётся не всегда. Есть родители, которые должного вывода так и не сделали, не пожелали изменить свой образ жизни. В итоге двое детей из двух семей были признаны нуждающимися в государственной защите.

Одну, к сожалению, не удалось сохранить. В октябре отец, который должен заботиться о малолетнем ребёнке, лишился родительских прав, а мальчик устроен в приёмную семью.

Тревожит и тот факт, что в районе становится больше детей со статусом СОП именно в молодых семьях, и ситуации порой – не из «классических». У новоиспечённых родителей, бывает, просто не хватает знаний и умений для самостоятельной жизни. Они с детства не приучены к чистоте и порядку, ведению домашнего хозяйства, далеки от понимания, что сами должны заботиться о достатке и благополучии в семье, создании надлежащих условий для ребёнка. Налицо – упущения взрослых, которые их так воспитали.

– Что, на Ваш взгляд, могло б усилить эффект профилактической работы, помочь в решении вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних?

– В первую очередь – неравнодушие. Нельзя закрывать глаза на происходящее, оставаться в стороне, если страдают дети. Тревожные ситуации, замеченные соседями, родственниками или просто прохожими, не должны замалчиваться. Это – повод для специалистов прояснить ситуацию, вникнуть во взаимоотношения.

Возможно, именно ваше небезразличие поможет предотвратить печальный исход событий.

Из своей многолетней практики я могу привести немало примеров, когда и взрослые, и дети остались благодарны за своевременное участие в их судьбе, понимание и поддержку в трудный момент. Такие семьи, где раньше были проблемы (в основном – из-за спиртного), а сейчас всё в порядке, есть и в Брагине, и в сельских населённых пунктах района. Душа радуется, когда встречаешься с ними, беседуешь, чувствуешь совсем другую атмосферу в доме, видишь счастливые глаза детей. Ради этого, понимаешь, стоит работать. И даже в самых сложных ситуациях нужно искать выход, использовать все возможности, чтобы нормализовать положение в семье, не дать оступившимся родителям дойти до дна и потерять самое дорогое.

Беседовала Валентина БЕЛЬЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *