Величие мужества защитников и память о первом дне Великой Отечественной войны хранит Брестская крепость-герой

Грамадства

В идеале это место должен посетить каждый белорус. Это наша история. В последние дни сентября руководство и профсоюзный комитет ОАО «Брагинка» организовали экскурсию в мемориал для работников предприятия и их семей. Тамара Кудан – руководитель предприятия, занесённого на районную Доску Почёта, считает важным и организацию досуга, и идеологическую работу в коллективе, и патриотическое воспитание.

Комфортабельный автобус, хорошая дорога, ухоженная, красивая и родная Беларусь за окнами. Дорога пролетела незаметно.
Начинается мемориал с главного входа – огромной звезды, вырезанной в бетонном блоке. Вы проходите под звуки метронома, который, кажется, отсчитывает удары сердца. И настраиваетесь на одну волну с этими героическими местами.

Под рассказ экскурсовода в памяти всплывает то, что читала о защитниках нашей Родины.
Елизавета, жена политрука Алексея Костякова: «21 июня мы были в кино в клубе нашей части… В 11 часов вечера, после кино, пришли домой. Я пошла нарвать букет белой акации, которая в то время цвела и наполняла ароматом воздух. Было тепло и как-то по-особенному тихо, как иногда бывает перед грозой или бурей»…

…Воскресным утром 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут тысячи мин, снарядов и авиабомб обрушились на крепость и пограничные укрепления. Войска гитлеровской Германии рассчитывали захватить Брестскую крепость в первый день войны. Эта задача возлагалась на 45-ю пехотную дивизию, которой были приданы девять тяжёлых батарей 4-го химического полка особого назначения, два дивизиона мортир, девять мортир калибром 210 мм, а также сверхмощные артиллерийские установки системы «Тор», стреляющие фугасными снарядами весом 1250 кг и бетонобойными снарядами весом 2200 кг. Вражеские самолёты беспрерывно бомбили крепость, взрывы тяжёлых бомб сотрясали валы и крепостные казематы. От разрывов зажигательных бомб, снарядов и сбрасываемых с самолётов баков с горючим начались пожары. Крепость превратилась в огненный ад.

Но она не сдавалась. Горы трупов оставили гитлеровцы у Тереспольских, Волынских, Кобринских укреплений, прикрывающих цитадель.
Первое радиосообщение из Брестской крепости было отправлено в полдень 22 июня 1941 года. Составлено полковым комиссаром Ефимом Фоминым. Передано открытым текстом радистом 84-го стрелкового полка Борисом Михайловским.

« Я – Крепость! Я – Крепость! Ведём бой! Боеприпасов достаточно, потери незначительны. Ждём указаний, переходим на приём…»
В памяти – стихи Олега Столярова:

«– Я – «Крепость»,
я – «Крепость»! –
Подмоги я жду!..
Я верю –
придёт подкрепленье!..
У нас каждый день –
как побывка в Аду:
Мы стали одной
чёрной тенью!..»

Только к началу июля, после особенно массированной бомбардировки и артиллерийского обстрела, противнику удалось захватить укрепления на Центральном острове, уничтожив тем самым главный очаг сопротивления. С этого момента оборона утратила скоординированный характер, но борьбу с гитлеровцами до конца июля и даже до начала августа 1941-го. продолжали группы на разных участках…
Всё это произошло задолго до моего рождения. Но, видимо, генетическая память просыпается от этих звуков. Сердце начинает стучать тревожнее и громче…

Центром всего архитектурного ансамбля является монумент «Мужество». Это погрудная скульптура воина-красноармейца высотой 33 с половиной метра. Скорбное и вместе с тем мужественное лицо воина завораживает. С обратной стороны памятника можно увидеть рельефные изображения эпизодов народного подвига при защите крепости.

Справа от воина расположен обелиск «Штык» высотой чуть более 104 метра и весом 620 тонн. Это уникальное сооружение символизирует копию четырёхгранного штыка винтовки и ещё со входа притягивает к себе своим величием.

Монумент «Жажда» наполнен глубоким смыслом. Ведь в июньскую жару 1941 года бойцы умирали не только от пуль и смертельных ранений, но и от голода, и от жажды. Близость реки, каждый сантиметр берега которой простреливался врагом, только увеличивала страдания. Вода требовалась не только для питья, но и для того, чтобы охлаждать оружие. И бойцы крепости, мучаясь от жажды, предпочитали выливать воду в свои орудия, чтобы продолжать бой. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41».

А ведь на территории находились и семьи военных. В июне 1941 года тут проживало 175 семей, из них: 183 женщины и 171 ребёнок. В экспозиции музея обороны Брестской крепости представлены фотографии, личные вещи. Через все залы музея прослеживается трагедия семей командиров.

Под гранитными плитами мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» захоронены останки 1022 человек, из которых известно только 276 имён. Среди захороненных – и погибшие члены семей командиров.

…Окончена экскурсия, возложены цветы. Переданы подарки с брагинской земли, которые экскурсовод обещает сохранить в экспозиции. Время отправляться обратно. Уже немного другими. Где-то в подсознании будет звучать метроном, отбивающий ритм не только наших сердец.

Галина ШЕВЧЕНКО
Фото автора



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *