23 ноября – день освобождения Брагинского района от немецко-фашистских захватчиков

Беларусь памятае Год гістарычнай памяці Грамадства

В истории освобождения – братство, скреплённое кровью, мужеством и стойкостью советских солдат, общим патриотическим порывом и верой в победу.

Имя Шалвы Челидзе присвоено одной из улиц райцентра в ноябре 1968 года – в ознаменование 25-летия освобождения Брагина от немецко-фашистских захватчиков.

Благодаря дружбе народов

Каждый день в спортивно-оздоровительный центр Брагинской ДЮСШ направляются десятки учащихся. Идут знакомой дорогой. Но думаю, что далеко не каждый из них задаётся вопросом, какой след оставил на нашей земле человек, в честь которого названа улица, ведущая к современному двухэтажному зданию.

Шалва Челидзе – сын Грузии. В Великую Отечественную – командир стрелкового полка, батальоны которого 23 ноября 1943 года с ходу форсировали Брагинку и освободили наш районный центр от немецко-фашистских захватчиков. Сражаясь, майор, затем – гвардии подполковник, капитан лично находился на самых ответственных участках, проявлял мужество и смелость.

Грудь воина, который отличился в боях за белорусские населённые пункты, украшали ордена Красной Звезды, Александра Невского, Красного Знамени, Кутузова III степени, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». После войны он проживал в Тбилиси. Умер в 1960 году.

Возвращаясь туда, в далёкие сороковые, отчётливо понимаешь: свой вклад в освобождение Брагинщины, Беларуси в целом, а в итоге – и в Великую Победу внесли представители разных национальностей. Русские, белорусы, украинцы, грузины, казахи, узбеки, татары, азербайджанцы, армяне… Люди, для которых свобода общей Родины ставилась превыше любых этнических, региональных и личных интересов. Дружба народов – то, что обеспечивает благополучие и мир, взаимопонимание и поддержку.

Верность памяти

А начиналось всё на белорусско-украинской границе, когда советские войска приблизились к Комарину – южной точке Гомельской области. И, наверное, именно осень 1943-го оставила на ленте его истории самые глубокие зарубки. Тогда защитники, зацепившись за правый берег Днепра, уже не отступили. За подвиги, проявленные при изгнании врага с территории тогдашнего Комаринского и Брагинского районов, звания Героя Советского Союза удостоены 398 воинов, тысячи отмечены орденами и медалями. Более трёх с половиной тысяч доблестных сыновей Отечества здесь упокоились. И теперь о них нам напоминают братские могилы с выбитыми на мемориальных плитах именами. Одна из крупнейших – в Брагине на улице Советской.

Именно сюда каждый год приходят жители и гости посёлка в праздники, которые были и остаются священными для потомков тех, кто освобождал этот край от немецких захватчиков, одержал победу над фашистской Германией. И тем самым спас мир от нацизма, определил его дальнейшую судьбу. Сохранять память, передавать её из поколения в поколение – наша общая задача. Важнейшая. С учётом того, что сегодня предпринимаются беспрецедентные попытки исказить исторические факты, пересмотреть итоги Второй мировой войны. Что реалиями современности является осквернение памятников советским солдатам, чествование бывших эсэсовцев и их пособников, шествия с нацистской символикой. И не где-то там, на другом континенте, а рядом, в соседних странах.

В отличие от них мы – за правду. Поэтому до сих пор собираем материалы, чтобы установить всех жертв фашизма, ищем останки погибших красноармейцев, подкрепляем подлинность сведений неоспоримыми доказательствами. Чтобы не разрушить те ценности, на которых строится белорусская государственность.

Вряд ли, конечно, когда-то будет абсолютная точность в цифрах. Людские потери в войне – вечные поиски, бесконечные исследования. Но каждый новый установленный факт, найденная могила родственника, возвращённое из небытия имя героя – это и есть верность памяти, сохранение исторической правды о Великой Отечественной.

Преданные Отчизне

По последним данным, в братской могиле, у которой в очередной раз в день освобождения Брагинщины состоится митинг, нашли вечный покой 393 советских воина. Среди них – Герои Советского Союза Павел Мамкин и Николай Махов, имена которых тоже носят улицы райцентра. Оба – уроженцы России. И оба не получили свою высокую награду. Удостоены её посмертно – за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра.

Первый – командир пулемётного отделения, которое 28 сентябре 1943 года переправилось через реку и внезапным броском овладело траншеей врага в районе деревни Вялье. Тем самым дав возможность другим подразделениям 77-й стрелковой дивизии успешно преодолеть водную преграду. На захваченном плацдарме бойцы отразили контратаку противника, нанеся ему большой урон. Погиб гвардии младший сержант Мамкин 19 октября того же года – во время боя на территории Брагинского района.

Николай Махов командовал отделением стрелкового полка. В ночь на 28 сентября он получил приказ переправиться на правый берег Днепра в районе села Мысы Репкинского района Черниговской области и закрепиться на нём, поджидая остальные группы. Захватив с собой станковый пулемёт, гвардейцы во главе с Маховым сели в лодку и отчалили. Чтобы другие подразделения плыли тем же путём, разматывали катушку со стальным проводом.

Переправились без помех. Неслышно пробрались в прибрежную траншею. Появление там наших гвардейцев стало полной неожиданностью – фашисты не успели схватить оружие. Все четырнадцать гитлеровцев были сразу уничтожены.
Быстро расположившись в занятой траншее, защитники приготовились отражать контратаки противника. Но враг молчал.

Видимо, ничего не подозревая, и Махов, воспользовавшись этим, вместе с несколькими бойцами до рассвета перевёз ещё 120 гвардейцев с оружием и боеприпасами.

Когда гитлеровцы опомнились, было уже поздно. Наши десантники начали штурм второй линии обороны недалеко от деревни Асаревичи. Участвовало в нём и отделение Махова.

Упорные бои длились до 18 октября 1943 года. Фашисты оказывали отчаянное сопротивление, но всё же не выдержали и стали отходить, бросая и вторую линию обороны. Преследуя врага, Махов оказался в окружении гитлеровцев. Началась рукопашная схватка, в которой ему удалось убить трёх фашистов. Но и сам герой был сражён вражеской пулей. Случилось это у деревни Жиличи.

А сколько ещё таких – смелых и отважных, преданных Отчизне, беспощадно бивших врага, павших смертью храбрых… Такова, к сожалению, цена освобождения только двух (на тот момент) районов. И такова правда о войне, героизме и мужестве советских солдат, подаривших нам свободу.

Легендарная рота Героев

Листая страницы того далёкого прошлого и углубляясь в его героические события, в памяти всплывает ещё одна страница истории – о легендарной 5-й роте 2-го батальона 218-го полка 77-й стрелковой дивизии во главе с 23-летним гвардии лейтенантом Меликом Магерамовым. Бойцы приблизительно одного возраста. Большинство – 18–20-летние ребята. А сибирякам Николаю Ерёмушкину, Михаилу Власову и дальневосточнику Виктору Бабошину и вовсе по семнадцать, они призывники 1943 года, только месяц назад пополнили полк. В ночь на 27 сентября в течение 20 минут, пока немцы не замечали движения по реке, им удалось высадиться и захватить первую линию траншей противника. В жесточайшем бою рота удерживала плацдарм на протяжении 12 часов, чем обеспечила успешное форсирование основных сил дивизии. По воспоминаниям командира 15-го стрелкового корпуса 13-й армии Ивана Людникова, происходило это возле деревни Галки.

За успешные боевые действия, героизм и отвагу в боях за Днепр 16 (!) бойцов одной роты, включая командира, были удостоены звания Героя Советского Союза. О подвиге гвардейцев Магерамова сообщала 1 октября 1943-го газета «Боевой призыв» 61-й армии. В дивизии побывал командующий Белорусским фронтом генерал армии Константин Рокоссовский и сфотографировался на память с ротой Героев. Такое название за ней закрепилось после объявления Указа о награждении.

К сожалению, не все из шестнадцати дожили до официального признания их подвига. Многие остались здесь же, на правобережье, в братских могилах Комарина и окрестных деревень.

Мерзкое болото и гул тягачей

Возвращаясь в Брагин, не могу не указать на ещё одно воинское захоронение – на улице Комсомольской, на кладбище. Признаться, и для нас, журналистов, оно до недавнего времени не было объектом особого внимания. Вопросом, кто здесь покоится, задались в один из субботников – когда приводили в порядок памятное место. Ответ нашёлся в книге «Память.

Брагинский район»: в братской могиле похоронены 33 советских воина, которые были ранены при освобождении нашего края и умерли в госпитале в 1943–1944 годах. В 1962-м на их могиле установили обелиск.

Далеко не каждый также, думаю, знает историю нашего памятника в честь танкистов. Ясно, что не все машины, стоящие на постаментах, воевали. Большинство появилось после войны и выполняет сугубо мемориальные функции. Это вполне объяснимо: вряд ли стоило рассчитывать на то, что в ходе жаркого наступления командование будет оставлять в каждом освобождённом населённом пункте исправный танк. Да и подбитые были нужнее в качестве металлолома. Поэтому сегодня машины, участвовавшие в бою, – редкость. И в Брагине на постаменте именно такая – «тридцатьчетвёрка» старой модификации, Т-34-76. Откуда взялась? В 80-х извлекли из болота у деревни Жиличи. По свидетельству очевидцев, первый раз, увы, не получилось. За столько лет затонувшую бронетехнику сильно затянуло в трясину. А в следующий, когда к процессу подошли более обдуманно, танк начал поддаваться. Достать его удалось с помощью тягачей, к которым водолазы прикрепили тросы. Собрались тогда на этом месте жители не только Жилич, но и близлежащих деревень, среди которых было много ветеранов, родственников не вернувшихся с той страшной войны. Наблюдали, как броня выбирается из болотного плена. А в начале июля 1983 года районная газета «Маяк Палесся» сообщала: «3 ліпеня ў Брагіне ва ўрачыстай абстаноўцы і ў прысутнасці групы ветэранаў 61-й арміі, якія прымалі ўдзел у вызваленні Брагіншчыны ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў, адкрыты мемарыяльны помнік «Танк». На вечную стаянку на пастаменце стаў Т-34 – баявая машына з роты Н.В. Хлістунова 2-га батальёна 68-й асобнай танкавай брыгады, што ўдзельнічала ў вызваленні Брагіншчыны восенню 1943 года».

И ещё одна интересная деталь: таких «фронтовиков» на постаментах в Беларуси всего два. Оба – на Гомельщине: в нашем райценте и в Речице.

Народное сопротивление

Беларусь по праву называют республикой-партизанкой. С началом Великой Отечественной войны на оккупированной врагом советской территории разрасталось пламя народного сопротивления захватчикам. Оно было вызвано справедливыми, освободительными целями, стало очевидным и единственно возможным проявлением патриотизма, воплощением общенациональной идеи защиты Отечества. Жестокое отношение к военнопленным, издевательства над мирными гражданами и расправа с ними, унижение их национального достоинства, расхищение и уничтожение материальных и культурных ценностей, принадлежащих белорусскому народу, – всё это не могло не встретить отпора.

Уже с осени 1941 года, несмотря на жёсткий оккупационный режим, в Брагине и некоторых крупных деревнях (Савичах, Жердном, Нежихове, Асаревичах и др.) начали действовать подпольные организации. Из части их состава затем были созданы первые партизанские группы, которые в дальнейшем положили начало партизанским отрядам имени Котовского и имена Ворошилова.

Подпольщики являлись связными партизанских формирований, добывали и передавали туда ценные сведения о врагах, вели агитационно-политическую работу, пополняли ряды лесных солдат, доставляли им оружие, боеприпасы, медикаменты. А опирались в своей повседневной деятельности на поддержку и помощь местного населения.

Одна из улиц Брагина носит имя прославленного комиссара партизанского отряда имени Котовского Петра Зиновича. Партийные органы оставили этого коммуниста, бывшего председателя местной промартели «Красный Октябрь, в тылу врага для организации патриотического подполья. И он смог за короткое время объединить вокруг себя бывших работников в антифашистскую патриотическую группу, действовавшую во главе с ним до апреля 1942 года. Того времени, пока Зинович не ушёл с частью подпольщиков в лес для организации партизанской борьбы, возложив руководство группой на Николая Дубину, в недалёком прошлом – бухгалтера артели.

Как и Зинович, из числа подпольщиков, только действующих в Савичах, создали партизанскую группу братья Степан и Фёдор Филиппенко. Впоследствии в результате объединения сформировался партизанский отряд имени Котовского. А на базе выделенной из его группы в мае 1943-го был создан ещё один – имени Ворошилова.

Многие подпольщики и партизаны погибли в борьбе с фашистскими захватчиками, прошли через зверские пытки и были расстреляны после доносов предателей. Те, кто выжил, соединились осенью 1943-го с частями Красной Армии.

Не должно повториться

Нельзя, не имеем права забывать и о тех ни в чём не повинных мирных жителях, ставших жертвами фашизма. Их убивали, расстреливали, сжигали… Не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей. Так реализовывался на практике разработанный ещё до войны фашистский план «Ост», согласно которому четверть белорусского населения предполагалось онемечить, а три четверти подлежали уничтожению.

Согласно обобщённым сведениям на Брагинщине и Комаринщине в годы Великой Отечественной войны расстреляно более 9800 мирных граждан, 138 человек сожжены, девять повешены. В Германию гитлеровцам удалось вывезти свыше 2000 человек из двух районов. Был полностью или частично сожжён 71 населённый пункт. Три из них – Байдаки, Владимирский, Усохи – так и не восстановились.

Да, тяжело узнавать о таких фактах, больно читать о зверствах и преступлениях, что чинились на нашей земле. Сложно представить, через какие испытания пришлось пройти нашим защитникам. Сколько раз они поднимались в атаку, хоронили друзей, замерзали в окопах, испытывали ужас отступлений и поражений. Какой груз потерь и памяти несли до своих последних дней, несут сейчас выжившие, вернувшиеся с войны.

Глубоко символично, что именно в Год исторической памяти в нашем районе реализованы мероприятия в рамках объявленной патриотической акции «Дорогами сожжённых деревень». В Брагине состоялось открытие после реконструкции памятника жертвам фашизма, где установлены дополнительные элементы, появилась гранитная арка с колоколом. Свой вклад в благое дело смог внести каждый: участвуя в субботниках, перечисляя какую-то денежную сумму, пускай и небольшую, на модернизацию захоронения.

Время всё больше отдаляет нас от тех событий. Неизбежно уходят из жизни герои войны. Сменяются поколения. Но в сложные периоды экономических неурядиц, острого расслоения общества, изменения системы традиционных духовных ценностей и ориентиров, когда так легко проникают в сознание скепсис, равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессия, открываются новые поля сражений. Всё ощутимее попытки исказить прошлое, расставить новые акценты, нарушить справедливость в угоду чьим-то интересам. Поэтому сегодняшняя битва – за историческую правду, сохранение общей памяти.

Валентина БЕЛЬЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *