14 января – праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого (IV в.), одного из величайших святых, составителя Божественной литургии

Грамадства

14 января, в субботу – праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого (IV в.), одного из величайших святых, составителя Божественной литургии.

В 362 г. архиепископом Кесарии Каппадокийской (современная Турция) был избран правитель города Евсевий, пользовавшийся авторитетом среди горожан, но не знавший церковной жизни и некрещёный. Евсевию нужен был помощник в управлении епархией, и его выбор пал на чтеца Василия. Строгий аскет из верующей семьи, учившийся у известных египетских подвижников, юный чтец через пару десятилетий станет известен как богослов Василий Великий. В 370 г. архиепископ Евсевий умер, и народ единодушно избрал Василия его приемником.

Новый епископ стал строить под Кесарей комплекс больниц, пансионов для бедных, детских домов и школ. Впоследствии из-за обширности этот комплекс сравнивали с городом. В честь своего основателя комплекс получил в народе название «Василиада».
Внешне больница очень напоминала современную: в её состав входило столько зданий, сколько было известно в те времена болезней. Было в ней отделение и для инфекционных болезней, а также лепрозорий. В каждом здании – свой штат врачей.

Архиепископ Василий, дипломированный врач, для себя самого выбрал работу в лепрозории. Он сам ухаживал за прокажёнными.

Архиепископ Кесарийский свт. Василий Великий (330-379) прожил лишь 48 лет: у него было слабое здоровье, подорванное в юности подвигами отшельничества, а в зрелости работой на износ.

Он почитается как один из основателей благотворительности и служения ближним.

Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того, авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

19 января – Крещение Господне. Праздник тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, – крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же – Иоанн Креститель. Второе название праздника – Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошёл Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном.

Согласно Евангелию после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришёл на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах.

Когда Иисусу было 30 лет, он также пришёл к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения «отверзлись» небеса и на Иисуса снизошёл Святой Дух в виде голубя. При этом все услышали слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. В этом событии людям была явлена Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снизошедшим на Иисуса Христа голубем.

На Крещение проходят богослужения и крещенские купания в прорубях (иорданях). Для этого на водоёмах делают специальные проруби. В народе считается, что купание в проруби даёт очищающую для души и тела силу.

Впрочем, купание в иорданях остаётся для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное – посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.

Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя традиционное постное блюдо из крупы – сочиво. Трапезничать можно только после выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской водой.

Главная традиция праздника Крещения Господня – освящение воды, которое происходит в храмах и на водоёмах. Крещенская вода называется «агиасма» и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Можно окроплять ею жилые помещения, вещи, принимать её во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию.

Хранить святую воду надо возле икон.

Дорогие мои прихожане!
В храме свт. Николая Чудотворца пройдут богослужения:

13 января – в 18.00,
14 января – в 9.00,
18 января – в 17.00,
19 января – в 8.00.

19 января в 10.00 ждём вас на Брагинке. В 10.30 состоится богослужение в Дублине, в 11.15 – в Рудне Журавлёвой, в 12.00 – в Шкуратах, в 13.00 – в Бурках.

 

Мысли свт. Василия Великого об ответственности богатых перед бедными, о жажде потребления, о благотворительности от души или из лицемерия актуальны всегда.

«Сами берем, а других не снабжаем; хвалим благотворительность, и отказываем в ней нуждающимся; из рабов делаемся свободными и не имеем жалости к подобным нам рабам».

«Не делай насилий потому, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен; наоборот, если есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости».

«…Если говоришь: нет у меня, не дам, потому что я сам беден, – правда, ты беден. Беден любовию, беден человеколюбием, беден верою в Бога, беден вечным упованием».

 

Владимир ЗЕЛЕНКОВСКИЙ,
настоятель прихода свт. Николая Чудотворца



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *