14 января — Васильев день

Грамадства

gadaniya-2

По церковному календарю

Василий Великий родился в Кесарии Каппадокийской в 329 году. Его отец и мать принадлежали к родовитым богатым семьям, а потому сумели дать своим многочисленным детям отличное воспитание.

В семнадцать лет Василий отправился в Константинополь, а оттуда — в Афины, где познакомился с Григорием Богословом, а также будущим императором Юлианом.

Вернувшись домой, юноша принял святое крещение и был посвящен в чтецы. Проникшись «аскетическим идеалом», он отправился в Египет знакомиться со святым монашеством. По возвращении на родину Василий основал несколько монастырей и сам написал для них устав.

В 364 году этот деятельный монах был посвящен в пресвитеры. Он занимался организацией христианской благотворительности, заступался за «гонимых и угнетенных», создал много убежищ для бедных. В 370 году Василия избрали архиепископом Кесарии Каппадокийской.

Ведя образ жизни аскета, святой подорвал свое здоровье и умер в 378 году.

По народному календарю

В народе отмечался не столько сам Васильев день, сколько его канун – Васильев вечер с 13-го на 14-е января.

Время это было особенным, так как святочные гадания на Васильев вечер, по поверью, обязательно сбывались. Говорили: что бы по гаданию ни вышло, уж всегда так и случится; загадает девица красная под Василия – все сбудется, а что сбудется – не минуется.

gadaniya

В Васильев день совершался обряд, известный под названием авсень (овсень).

Старшая в доме из женщин ровно в два часа утра приносила из амбара крупу. Старший из мужчин приносил воды из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока не истопится печь. Потом все семейство садилось за стол, а старшая женщина при читала, размешивая кашу:

«Сеяли, ростили гречу во все лето, уродилась наша греча и крупна, и румяна, звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать с княжьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу княжья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать».

После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклонами ставила кашу в печь.

Когда каша поспевала , хозяйка, вынимая горшок из печи, говорила: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Сначала осматривали горшок. Если каша выползла из горшка  —  беда нависла над домом. Не лучше, если горшок треснул или не был полным.

Потом, сняв пенку, оценивали кашу. Каша красная, крупа крупная — на счастье всему дому можно ожидать хорошего урожая и надеяться, что у дочери дадут о себе знать таланты.  Крупа в каше мелкая,   белая —  знак беды. При добрых приметах кашу съедали на завтрак, в ином случае ее выбрасывали в реку.

Другой обряд — засевание зерен. Дети по всей избе рассыпали зерна ярового хлеба. Старухи же собирали эти зерна и хранили до посева. Перед обедней ребята «засевали» зерна — кто из мешка, а кто просто из рукава.

Ходили также в Васильев вечер «под чужие окна» собирать пироги и «свиные ноги». Подходя к избе, молодежь кричала: «Кишку да ножки — в верхнее окошко!»

Существовало и такое поверье, будто на Васильев вечер ведьмы тайно крадут месяц и звезды, боясь, как бы они не осветили их прогулок с нечистыми духами.

К ужину Васильева вечера каждая семья зажаривала свиные кишки, начиненные ячневой крупой с фаршем из субпродуктов, пекла свиные и овечьи ноги и свиную голову.

После заката солнца семья парилась в бане и торжественно с зажженной свечой ужинала.

Приметы

  • Морозы и метели — теперь при деле.
  • Снег на полях — зерно в закромах.
  • Сухой, студеный январь — к жаркому, яркому лету.
  • Говорили: в декабре день совсем было помер, а в январе — воскрес.
  • Садоводы в полночь встряхивали яблони для урожая.
  • Примечали: если в Васильев день будет туман — к урожаю.
  • Вьюга на Васильев вечер обещает большой урожай орехов.
  • Если Васильев день веселый, то и год будет таков.