Не просто важные, а исторически ценные. Елена Бондаренко рассказала об основных задачах Брагинского районного архива

Грамадства

Ежегодно 6 октября в Беларуси отмечают праздник представители одной из самых редких профессий – архивисты. Учреждён он Указом Президента 26 марта 1998 года. Дата была выбрана не случайно. Её приурочили к открытию Витебского центрального архива древних актовых книг в 1863 году.

Архивы сегодня имеют не только научное или специализированное значение. Люди активно пользуются услугами этих учреждений. Благодаря работе специалистов, которых раньше называли архивариусами, до нас доходят редкие исторические документы.

Начало организации сети архивов по личному составу на Гомельщине положило решение облисполкома от 15 октября 1998 года. Спустя два года на основании этого документа Брагинский райисполком принял своё – от 29 ноября 2000-го №342 «О создании архива по личному составу».  Его образование продиктовано требованием времени: в 1990-е было утеряно много документов и данных.

Сегодня архивный фонд Брагинского райисполкома составляет 3304 единицы хранения. Руководит им с 2022 года директор Елена Бондаренко. А начинала эту работу и стояла у её истоков Вера Мороз. Ответственность, аккуратность, грамотность, скрупулёзность – основные черты, которыми должны обладать люди, работающие с документами, имеющими не только практическую, но и историческую важность.

Как рассказала Елена Павловна, основными задачами, стоящими перед структурой, являются комплектование, учёт и обеспечение сохранности документов ликвидированных предприятий и индивидуальных предпринимателей. При поступлении дел составляются описи, которые в обязательном порядке согласовываются с зональным государственным архивом в Речице. Хранятся здесь документы начиная с 1944 года. Например, колхозов имени Горького, «Слободский», «Чырвоная Беларусь» и т.д.

Из последнего пополнения фонда – группировочные ведомости и книги учёта рабочих дней ликвидированных Брагинского КБО, ИП, крестьянско-фермерских хозяйств, ЧПТУП, центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих управления сельского хозяйства и продовольствия.

Исполнение запросов социально-правового характера – важный фронт работы. В 2023 году было выдано 550 архивных справок, а с начала 2024-го – 374. Чаще всего обращаются, если необходимо подтвердить трудовой стаж, размер заработной платы в организации, которой больше нет. После 1986 года многие сельскохозяйственные предприятия стали историей. Благодаря тому что она не ушла в небытие, а обличена в документы, физические и юридические лица могут найти всю необходимую информацию.

Ирина СТЫЧИНСКАЯ

Фото автора

Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok,   Instagram,   VK,   Одноклассники,   Telegram,   Facebook,  Youtube.