Победное шествие красноармейцев по белорусской земле начиналось именно с Брагинщины. 23 сентября 1943 года после успешного форсирования Днепра был освобождён первый населённый пункт республики – Комарин (на тот момент – районный центр). А чтобы дойти до Брагина, бойцам понадобилось ещё два месяца.
Ноябрь сорок третьего
23 ноября 1943 года. Вторник. Шёл 885-й день войны… И 14-й день Гомельско-Речицкой наступательной операции войск Белорусского фронта. В освобождении Брагинского района участвовали 55-я (полковник Николай Заиюльев) и 356-я (генерал-майор Михаил Макаров) стрелковые дивизии, 68-я отдельная танковая бригада (подполковник Григорий Тимченко) 61-й армии, а также партизанский отряд имени Г.И. Котовского под командованием Александра Михневича.
Из боевого донесения №211 штаба 111-го полка 55-й стрелковой дивизии за 23 ноября 1943 года:
«Подразделения полка стремительным порывом, взломав сопротивление противника, в 6.00 22.11.1943 г. полностью овладели населённым пунктом Н. Алексеевка… и в 8.00 овладели населённым пунктом Заречье и хутором Пацков, форсировали вброд 1 и 2 р. Брагинки, и к исходу дня достигли исходного положения для атаки м. Брагина, где и закрепились.
Продолжая выполнять поставленную боевую задачу, в ночь на 23.11. 1943 г. вели бой за освобождение м. Брагина.
Противник продолжал оказывать упорное сопротивление нашим наступавшим подразделениям, заминировав пути подхода, сорвав мосты. В 7.00 23.11.1943 г. с боем овладели м. Брагино и вышли на западную окраину, где и закрепились в ожидании дальнейших приказаний штадива.
В ходе 2-дневных боёв полк понёс потери: убито 8 человек, ранено 54. Потерь в конском составе и материальной части нет.
Уничтожено немцев до 100 человек, пленных 3 человека».
Командовал, кстати, 111-м стрелковым полком Шалва Челидзе – уроженец Грузии, в честь которого названа одна из улиц нашего райцентра.
Огненно-кровавый след оккупантов
В то утро, когда освободили Брагин, роте автоматчиков, первой вошедшей в райцентр, было поручено охранять порядок. Её командир лейтенант Василий Михалёв стал первым комендантом Брагина. И ему прежде всего пришлось организовать разминирование улиц и зданий. Отделение сапёров сержанта Михаила Андреева обезвредило 114 фугасок большой силы и много других различных «сюрпризов».
На освобождённой территории почти сразу началось восстановление. Люди понимали: горевать некогда, надо работать.
Уже на следующий день, 24 ноября 1943 года, в Брагине состоялся митинг, на котором местные жители благодарили воинов Красной армии за изгнание с их земли врага и рассказывали о чёрных днях фашистской неволи, о борьбе с оккупантами. Люди советовались, как поднимать из руин и пепелищ деревни, народное хозяйство.
За время, когда наш край находился под оккупацией, от рук нацистов и их сообщников погибло более 9 тысяч мирных жителей. На территории нынешнего Брагинского района был полностью или частично сожжён 71 населённый пункт. Три из них – Байдаки, Владимирский, Усохи – так и не восстановились. Оказались уничтоженными или разрушенными сельскохозяйственные объекты, клубы, библиотеки, школы, магазины, больницы, фельдшерско-акушерские пункты…
Посевные площади Брагинщины и Комаринщины на конец 1943 года сократились на 36 процентов, в т.ч. картофеля – на 43 процента, льна – на одну треть. Одной из самых потерпевших отраслей сельскохозяйственного производства стало животноводство: всё поголовье было эвакуировано или уничтожено. Осталась без коров и большая часть населения. На начало 1944 года численность крупного рогатого скота в колхозах и совхозах составляла только одну треть от довоенной, лошадей – 39 процентов, свиней – 11.
Впереди у брагинчан была неимоверно трудная и ответственная работа по восстановлению того, что стёр с лица земли, повредил враг.
Из руин и пепелищ
Председателем райисполкома в Брагине стал бывший партизанский комиссар Пётр Зинович, имя которого тоже носит одна из улиц посёлка.
В конце 1943-го – начале 1944 года на заседаниях райвоенкоматов были утверждены Советы депутатов трудящихся, на первых сессиях которых рассматривались вопросы, касающиеся первоочередных задач: заготовки и вывоза лесоматериалов, налаживания работы кирпичных заводов, готовности к весенней посевной и др. Брагинчане приступили к восстановлению хозяйственных и социально-бытовых объектов, строительству и ремонту жилья, созданию условий для работы школ, ФАПов, мастерских по пошиву и ремонту одежды и обуви. Начали налаживать работу уцелевших клубов, открывать избы-читальни и библиотеки. Значительная часть книг, в том числе для школ, поступала из регионов Российской Федерации, которые не подверглись немецко-фашистской оккупации.
В начале 1944 года были организованы, а затем и материально-технически пополнены Брагинская и Комаринская машинно-тракторные станции. И уже в первую послевоенную весеннюю кампанию их механизаторы плодотворно трудились на полях.
Не покладая рук
Жители Брагинщины, как и других районов, наиболее потерпевших от немецкой оккупации и боевых действий во время освобождения, ощутили большую поддержку. Население было освобождено от поставок сельхозпродукции государству, военного и других налогов. Семьям погибших воинов и партизан, фронтовиков, тем, кто остался практически без имущества, оказывалась помощь через органы гособеспечения, из фонда Красного Креста. Кроме того, люди получали продукты: муку, крупы, мясо, сахар, мясо и др.
Из восточных районов СССР на Брагинщину завезли 10 тракторов, 170 лошадей, 1200 голов крупного рогатого скота, 1500 овец, 1000 свиней. Были получены также лошади, отбитые Красной армией у отступающих гитлеровцев.
Конечно, техники, лошадей не хватало. И тогда землю вскапывали лопатами, сеяли вручную, запрягали немногочисленных в деревнях коров, чтобы вспахать огороды и колхозные поля. Трудились не покладая рук. Самоотверженно.
21 июня 1944 года Брагинская районная газета, которая тогда называлась «Трибуна колхозника», писала:
«В результате широко развёрнутой политмассовой работы в районе восстановлено 92 колхоза.
Несмотря на недостаток тягловой силы, мы к 10 июня выполнили план весеннего сева. На хорошем агротехническом уровне посеяно 8478 га зерновых, 358 га технических и 3085 га картофеля.
Примеры самоотверженного труда показали колхозники Маложинского сельсовета (председатель тов. Логвиненко). Колхозы этого сельсовета разграблены и сожжены фашистскими мерзавцами. Однако упорным трудом, стремлением возродить радостную колхозную жизнь колхозники преодолели все трудности и к 10 июня засеяли 630 гектаров. 310 га было обработано вручную.
Хорошо провели сев также колхозы Глуховичского, Бурковского, Малейковского, Остроглядовского и Кривчанского сельсоветов».
А дальше – об очередных задачах:
«Уже сейчас необходимо готовить серпы, гумна, амбары, мешки, ремонтировать телеги, молотилки. Для успешного проведения уборки надо мобилизовать на работу всех женщин, образовать бригады и звенья жней, открыть во всех колхозах детсады и ясли».
Для фронта и победы
Несмотря на большие потери в результате войны, местное население не пожелало оставаться в стороне от охватившего всю страну патриотического движения под лозунгом «Всё для фронта, всё – для победы!» Организованно велась кампания по оказанию помощи защитникам Отечества, сбору материальных средств в Фонд обороны в Брагине, Комарине, Савичах, Соболях и других населённых пунктах.
Горячую поддержку и одобрение получила инициатива известного саратовского колхозника Ферапонта Головатого, который за собственные сбережения приобрёл два боевых самолёта для действующей армии. На Брагинщине с призывом развернуть сбор средств на строительство эскадрильи «Полесский партизан» выступил звеньевой колхоза имени Тельмана, кавалер ордена Ленина Антон Радченко. Он сделал первый взнос в сумме 500 рублей. И его примеру последовали многие.
К примеру, Ксения Будник из деревни Красная Гора вырученные от продажи коровы деньги внесла в Фонд обороны с просьбой приобрести на них и вручить мужу на фронте «семейный» миномёт. Так было и сделано.
Всего же в 1944 году за сравнительно короткое время труженики Брагинщины собрали для фронта 277 350 рублей. Их перечислили на приобретение артиллерийского оружия, строительство эскадрильи и др.
Из телеграммы И. В. Сталина секретарю Брагинского РК КП(б) Белоруссии тов. Догуро и председателю Брагинского райисполкома тов. Зиновичу, датируемой 7 апреля 1944 года:
«Передайте трудящимся Брагинского района, собравшим 277 350 рублей на строительство авиаэскадрилии «Полесский партизан», мой братский привет и благодарность Советской Армии».
Так на смену ратному подвигу пришёл трудовой. И поколение, которое его совершило, сделало всё, чтобы мы сегодня могли радоваться жизни, растить детей, созидать на благо своих семей и Беларуси.
Валентина БЕЛЬЧЕНКО
Фото Ирины СТЫЧИНСКОЙ
*Проект создан за счёт средств целевого сбора на производство национального контента.
Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok, Instagram, VK, Одноклассники, Telegram, Facebook, Youtube.