Этот проект, названный Манхэттенским, обошёлся более чем в два миллиарда долларов. Руководили им физик Роберт Оппенгеймер и генерал Лесли Гровс.
Чёрный юмор или цинизм?
Во времена Второй мировой создание такого оружия по силам только Америке, куда были стянуты все мировые учёные-атомщики. Добавьте к этому шпионаж за Германией – и к лету 1945-го были созданы три атомные бомбы.
Первой в деле испытали «Штучку» (этакий чёрный американский юмор, а правильнее сказать – цинизм). Она была взорвана над пустыней, на полигоне Аламогордо в штате Нью-Мексико. На Потсдамской конференции исполненный гордости президент Гарри Трумэн сообщил Сталину об успешном испытании «оружия сверхъестественной мощности».
Но Иосиф Виссарионович, вопреки ожиданиям, не отреагировал. Он уже знал и был спокоен – в СССР дали старт собственному атомному проекту.
К началу августа 1945 года Япония находилась на грани поражения. Войска маршала Александра Василевского практически загнали в угол Квантунскую армию в Манчжурии.
Но американцам хотелось показать всему миру, что есть только один гегемон, и это – Соединённые Штаты. Судьба японских городов была предрешена: 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 сбросил на Хиросиму ядерную бомбу «Little Boy» («Малыш») мощностью от 13 до 18 килотонн тротила в эквиваленте. Та же участь спустя три дня ждала Нагасаки – его накрыла атомная бомба «Fat Man» («Толстяк»).
Силуэты на стенах
Находившиеся ближе всего к эпицентру взрыва умирали мгновенно, их тела превращались в уголь. Пролетавшие мимо птицы сгорали в воздухе, а бумага – на расстоянии двух километров от эпицентра. Световое излучение впечатывало тёмный рисунок одежды в кожу, оставляло силуэты человеческих тел на стенах.
Находившиеся на улице описывали ослепляющую вспышку света, одновременно с которой шёл удушающий жар. Взрывная волна разрушала здания и сооружения. В течение нескольких минут 90% людей, находившихся на расстоянии километра и меньше от эпицентра, умерли. Огненный смерч захватил свыше 11 км? города, убив всех, кто не успел выбраться после взрыва.
Несколько дней спустя медики стали отмечать первые симптомы облучения среди выживших. Смерти от лучевой болезни достигли пика через 3–4 недели после взрыва.
К концу 1945 года общее число скончавшихся, включая онкологию и лучевую болезнь, составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч – в Нагасаки.
Ей было 12 лет…
«Вернувшись из Японии,
пройдя немало вёрст,
Бумажного журавлика товарищ
мне привёз.
С ним связана история,
история одна –
Про девочку,
которая была облучена», – звучала в мои школьные годы песня «Японский журавлик»».
Садако Сасаки была самой обыкновенной малышкой из Хиросимы. 6 августа 1945 года она находилась дома, в полутора километрах от эпицентра. Взрывной волной её выбросило в окно – ребёнок отделался синяками и ссадинами. Казалось, жизнь идёт своим чередом, родные шутили, что «бегать она начала раньше, чем ходить», – девочка была лучшей бегуньей в школе, хотела связать свою судьбу со спортом. А потом – неутешительный диагноз «лейкемия».
В Японии есть легенда: тот, кто сложит из бумаги «сэнбазуру» (тысячу журавликов-оригами, соединённых нитками), получит от судьбы в подарок исполнение одного желания. Её Садако услышала в августе 1955 года и решила во что бы то ни стало сделать журавликов. Складывала она заветных птичек из любого кусочка бумаги, который попадался под руку.
По одной из версий, при жизни девочка успела смастерить всего 644 журавлика, а остальных доделали её друзья в память об ушедшей подруге. Согласно другой, Садако всё-таки успела сложить около 1300 бумажных журавликов, но легенда не помогла. В том же 1955 году её не стало. Это история…
Двойственная политика
Сегодня на фоне громких сентенций о том, что Япония – единственная страна, пострадавшая от ядерного оружия – считает своим моральным долгом продвигать идеи разоружения, Токио размещает американские военные базы на своей территории.
Почему призывы на различных международных площадках никак не отражаются на политике самой Японии? Это придаёт антиядерной позиции двойственность и непоследовательность.
С 1945 года в Японии культивируется идея о том, что страна понесла наказание за свою милитаристскую позицию в годы Второй мировой. И это не США, а некие высшие силы покарали её…
Утверждение, весьма выгодное для Америки, понятно, что американцами и сформулированное. Да и в целом современная идеологическая составляющая Токио – под влиянием звёздно-полосатых. Конституция 1947 года была разработана при участии Штатов, а экономический подъём страны начался благодаря американским заказам во время Корейской войны. Безопасность Японии до сих пор обеспечивается США, которые прикрыли её «ядерным зонтиком». Понято, под чью дудку песни, особенно в условиях отсутствия мирных договоров с Россией и Северной Кореей и натянутых отношений с Китаем. Не может Токио кусать руку подающую. Поэтому, несмотря на масштаб трагедии в Хиросиме и Нагасаки, в стране избегают обвинений в адрес Вашингтона, а вопрос извинений на государственном уровне даже не поднимается.
Между тем знаменитые бумажные журавлики стали символом движения против атомной войны.
«Мир больной,
возьми бумаги тонкой,
Думай о бумажных журавлях,
Не погибни, словно та японка,
С предпоследним журавлём
в руках».
Так писал Расул Гамзатов. Во время международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. Хибакуся – так называли жертв атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (дословно – люди, подвергшиеся воздействию взрыва). Памятник, изображающий Садако на осколке атомной бомбы с бумажным журавликом в руках, стоит на чёрной мраморной плите с надписью: «Это наш крик. Это наша молитва. Ради мира во всём мире».
Галина ШЕВЧЕНКО
Фото из открытых интернет-источников
Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok, Instagram, VK, Одноклассники, Telegram, Facebook.