
*В следующем году Брагинский район встретит своё столетие, его вековая история богата событиями и достижениями. У нас – глубокие духовные корни. А вера всегда помогала людям созидать, быть едиными и сплочёнными, умножала мудрость. Она спасала и успокаивала, дарила надежду в самые трудные времена. Но далеко не каждый знает, как развивалась здесь церковная жизнь, строились храмы, чем жили наши предки, когда территории входили в состав Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. А какую память хранят деревни, выселенные вследствие аварии на Чернобыльской АЭС?
Буквально по крупицам, обращаясь в разные архивы, собирает эти и другие сведения из прошлом родного края иерей Ростислав Бондаренко, настоятель храма Преображения Господня в деревне Селец. В сотрудничестве с ним накануне юбилейной даты мы начинаем цикл публикаций, посвящённых истории Брагинщины, её духовному и культурному наследию.
С молитвою ко Святой Троице
Деревня Острогляды – одна из тех, где после аварии на Чернобыльской АЭС стало тихо и безлюдно. Из-за радиационной опасности сельчане вынуждены были покинуть свои дома. И сейчас сюда бывшие жители, их потомки приезжают только на местное кладбище.
А о прежней жизни напоминают опустевшие, полуразрушенные постройки, не всегда заметные в буйстве растительности. Природа постепенно забирает себе то, что когда-то принадлежало человеку. Но остаётся история, память… Хранят её и руины бывшего Свято-Троицкого храма.
В письменных источниках, кстати, эта деревня упоминается как Остроглядовичи, и существовала она ещё в середине XV века. Подтверждение тому – документы, связанные с церковной историей Брагинщины, которые хранятся в отделе древних рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского.
В частности, согласно генеральной визитации церквей Брагинского деканата, датируемой 1743 годом, Остроглядовичи находились во владении князя Игнатия Шуйского, и на тот момент там располагалась церковь Воскресения Христова. Храму, как указывается, лет триста. Кем он был построен и освящён, неизвестно. Но Брагинской волостью тогда владел Ян (Иван) Монивидович, который получил её в наследство в 1424 году от отца, знатного литовского шляхтича, участника Грюнвальдской битвы, члена великокняжеского совета и виленского старосты Альберта Монивиды.
Ян Монивидович был наместником подольским и кременецким, маршалком князя-бунтаря Свидригайло. И от него, как следует из завещания 1458 года, брагинские земли перешли в наследство сыновьям Войтеху и Яну.
Известно также, что 3 июня 1504 года король польский и великий князь литовский Александр подарил Остроглядовичи в пожизненное владение Семёну Фёдоровичу Полозовичу («славному русскому воину Полозу», как называли его польские историки) в знак благодарности за воинские заслуги. Такой факт содержит опись архива князей Шуйских из собрания «Архива Прозоров и Ельских», что хранится в фондах Главного архива старинных актов в Варшаве.
Административно Остроглядовичи относились сначала к Брагинской волости Киевского воеводства ВКЛ. Затем – к Речи Посполитой. Причём на картах XVII–XVIII веков они вместе с Брагином и другими близлежащими населёнными пунктами фигурируют как земли, входившие в состав Короны Польской. Именно к ней накануне подписания акта Люблинской унии было присоединено Киевское воеводство. А в 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой, деревня отошла к Российской империи.
Кто именно и в какой последовательности были владельцами Остроглядовичей с XVI ст. и до 1860-х годов (имения – до 1887-го), можно узнать из сборника научных статей «Брагинщина в контексте истории белорусско-украинского пограничья». А именно: паны Полозовичи, князья Любецкие, паны Харлинские, Абрамовичи, Брозовские, князья Шуйские, паны Прозоры.
Возвращаясь к той же генеральной визитации 1743 года, можно сделать вывод: существовавший тогда храм Воскресения Христова нуждался в обновлении. Здание, согласно его описанию, старое, деревянное, с двумя куполами, требует ремонта.
Из церковной утвари перечислены оловянный ларец для хранения Святых Даров, мирница, потир, полотняные ризы, плетёный пояс и др. Из книг – рукописные Требник, Евангелие, Триодь, Часослов, печатные «Апостол», Шестоднев, Псалтырь.
В церкви был один алтарь и располагалось пять икон, написанных на деревянных досках. Из дерева сделаны два креста и столько же подсвечников
Рядом с храмом – кладбище, огороженное только с одной стороны. На нём построена колокольня с одним колоколом и железным било.
В приходе церкви Воскресения Христова насчитывалось около 80 дворов, к исповеди допущено 164 души. Возглавлял его преподобный отец Яков Тышковский.
На церковной земле располагались дом священника, а также его огород, гумно для зерна. Поля, которые перечисляются, – на 32 дня пахоты сохой. Два сенокоса – на 20 телег.
Интересно, что в ходе такого осмотра духовная власть пришла к выводу: «остроглядовичские прихожане не соблюдают положение о церковном порядке как внутреннем, так и внешнем, поскольку по многократным предупреждениям до сего времени ни о дарохранительнице (ковчеге) для хранения Святых Даров, ни об антиминсе, ни об ограждении кладбища не позаботились». На приведение храма и места для погребения умерших в надлежащий порядок отводился определённый срок. А в случае «непослушания и нерадивости» прихожан, как предупреждалось, на церковь будет наложен интердикт. То есть запрет на всякое богослужение и проведение Святых Таинств (исключая крещения малых детей и исповеди больных). Из этого следует: заботиться о храме, его содержании было делом всего прихода, долгом каждого христианина с древних времён.
В 1776–1779 годах Остроглядовичи входили в состав Овручского повета Киевского воеводства. И именно в то время, как рассказал отец Ростислав, на месте старого храма был построен новый, посвящённый Святой Живоначальной Троице:
– 21 июля 1795 года Остроглядский приход (бывший до этого униатским) воссоединился с Православием. На тот момент клир храма состоял из двух священников – Симона Цембровского и Иосифа Турцевича. Первый не захотел вернуться к отеческому благочестию, и настоятелем был назначен отец Иосиф.
Позже там последовательно совершали своё пастырское служение священники Григорий Лелявский, Дометий Лелявский, Александр Таранович, Иосиф Лелявский, Василий Стойков.
В 1913 году в храме был установлен новый иконостас. Из него сохранилось две иконы – это местночтимый образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» (из местного ряда), ныне являющийся главной святыней Хойникской Свято-Покровской женской обители, и образ Рождества Христова (из праздничного ряда), который сейчас находится в Селецкой церкви.
Что же касается численности верующих, то некоторые статистические данные можно найти в «Описании церквей и приходов Минской епархии». Так, по сведениям на 1879 год, в Остроглядовичском православном приходе, включавшем в себя также деревни Вязок, Дубровское, Плоское, Воротец, Щербина и Богуши, числилось 812 мужчин и 852 женщины. Все они были прихожанами Свято-Троицкой церкви, построенной в Остроглядах в 1779 году.
Прослужил храм более полутора веков. В середине 1930-х годов он был закрыт и приспособлен под клуб. А в период Великой Отечественной войны возобновил свою деятельность. После освобождения Брагинщины использовался и как госпиталь. Верующие там молились ещё несколько недолгих лет.
В 1948 году здание церкви у них было повторно изъято, а взамен приходской общине передан сельский дом размером 7 на 5 метров. Его переоборудовали под храм.
– Настоятелями в послевоенное время являлись: протоиерей Николай Рымашевский, иерей Андрей Савенок, протоиерей Александр Петренко. Последняя служба была совершена 4 ноября 1964 года, – погружает в историю отец Ростислав. – После выхода за штат по преклонному возрасту протоиерея Александра Петренко новый настоятель так и не был назначен, в связи с чем в 1967 году приход сняли с регистрации, а здание снесли.
Семь икон из Остроглядовской церкви переданы в Государственный художественный музей в г. Минске, часть – в Селецкий храм. Некоторые предметы утвари и книги разобраны верующими. Храмовая икона Святой Троицы и запрестольный крест сейчас находятся в Микуличах в домовом храме Богоявления Господня.
На днях, 8 октября, работники Богушевского лесничества Полесского заповедника восстановили поклонный крест, который появился на месте утраченной Свято-Троицкой церкви осенью 2017 года. Тогда его в выселенной деревне Острогляды освятил преосвященный Леонид, епископ Туровский и Мозырский. Это стало возможным благодаря Программе сотрудничества Белорусской Православной Церкви и Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Так была увековечена память ранее существовавшего храма.
Отец Ростислав в присутствии работников заповедника совершил молебен Пресвятой Троице.
Валентина БЕЛЬЧЕНКО

Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok, Instagram, VK, Одноклассники, Telegram, Facebook.
