
Ещё в начале года, 31 января, Президент Беларуси подписал Указ №46 «Об особенностях строительства и приёмки объектов в эксплуатацию». Все изменения и новации, которые он закрепил, вступили в силу. На что они нацелены и как применяются на практике, разбираемся вместе с заместителем председателя райисполкома Юрием ЛУКЬЯНЕНКО.
– Юрий Анатольевич, любое строительство включает в себя несколько стадий и предполагает чёткий алгоритм действий. В чём суть новых правил в этом процессе?
– В первую очередь стоит обратить внимание: новшества касаются только юридических лиц. Указ регулирует процедуру строительства ими зданий и сооружений. А главная идея – возможность уйти от различных административных барьеров. Иными словами, строить по упрощённой схеме.
– На какие конкретно объекты это распространяется?
– Правила действуют для объектов четвёртого и пятого классов сложности. Это, к примеру, физкультурно-оздоровительные комплексы, бани, кафе, мойки для автомобилей, магазины площадью до 1000 кв. м, склады и производственные здания до 5000 кв. м, модульные сооружения до 100 кв. м, гаражи на 100 машино-мест, рекламные конструкции выше 15 м, объекты агроэкотуризма и др. Исключение – те, что финансируются физическими лицами, здания, подлежащие сносу, многоквартирные жилые дома, садовые домики, ветроэнергетические установки, объекты, требующие оценки воздействия на окружающую среду.
– В чём ключевое преимущество нового механизма для застройщика?
– Сокращение ряда административных процедур, а это значит, временных и финансовых затрат.
Указ освобождает заказчика от разработки полного комплекта проектной документации и получения различного рода промежуточных согласований для начала строительства. Достаточно подготовить чертежи и эскизный проект, где графически будет демонстрироваться всё, что планируется возвести, согласовать его с исполкомом (срок сокращён с 30 до 15 дней), уведомить Госстройнадзор – алгоритм стал куда проще.
– Но не скажется ли это на качестве и безопасности возводимых объектов?
– Контроля никто не отменял. Как и соблюдения важных условий: земельный участок должен быть предназначен для строительства, нельзя превышать допустимые нагрузки на коммуникации, все работы необходимо выполнять согласно существующим нормам.
Следовательно, заказчик обязан предоставить чертежи, соответствующие реальным техническим решениям и безопасности. Госстройнадзор проверяет объект именно по ним. А при согласовании эскизного проекта исполком обращает внимание на наличие земельного участка и его целевое назначение, всё ли соответствует градостроительной документации. Если, к примеру, позже выяснится, что объект выходит за рамки согласованного, то его не примут и будут рассматривать как самовольное строительство.
Чтобы обеспечить надёжность эксплуатации и последующую приёмку объекта, в период строительства заказчик не освобождается от ведения исполнительной документации. А по завершении процесса получает (при необходимости) заключения надзорных органов, за исключением государственного энергетического и газового надзора, а также МЧС. Это обусловлено тем, что представители данных структур включены в состав приёмочных комиссий.
Финишный этап – получение заключения Госстройнадзора
– В каких случаях применяется упрощённый вариант приёмки?
– Если заказчик возвёл объект по повторно применяемому проекту или по проектной и сметной документации, которая прошла полный цикл государственной экспертизы, то приёмка может осуществляться с единственным заключением – Госстройнадзора.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
– Что в целом даёт принятый документ?
– Новые возможности и перспективы. Бизнес экономит время и средства, быстрее открывает современные площадки и создаёт рабочие места, а регионы привлекают инвестиции, люди получают качественные товары и услуги. И при этом надёжность построек остаётся на высоком уровне.
Беседовала Валентина БЕЛЬЧЕНКО

