
У тех, кто родился и жил в деревне Глуховичи, о ней осталась только память. Людей, а это 236 семей, переселили на чистые территории после аварии на ЧАЭС. Дома опустели. И теперь их и другие заброшенные строения отвоёвывает природа. А редкие посетители по-прежнему направляются к могилам предков, объектам, связанным с важнейшими историческими событиями в жизни сельчан. Поддерживают там порядок работники Полесского заповедника.
Уже в послечернобыльский период, в 2018 году, в Глуховичах появился деревянный поклонный крест, который установили на месте разрушенного в середине 1930-х годов храма во имя Святого Архистратига Михаила. Историю и бывшей церкви, и самой деревни в период её вхождения в состав Короны Королевства Польского, а затем – Российской империи хранят архивные документы.
Так, самое раннее упоминание населённого пункта датируется мартом 1574 года. «Село Глуховичи з людми отчизными, куничниками, з даню грошовою и медовою, з дубровами, з лесами, з чертежами, полми и сеножатми и з ловы пташними» указывается в письме князя Александра Александровича Вишневецкого брату Михаилу. Речь, в частности, идёт о разделе между ними отцовского имения Брагин с замком и прилегающими территориями.
Глуховичи тогда унаследовал князь Михаил Вишнецкий, а впоследствии они ещё не раз меняли своих владельцев. Например, со второй половины XVII века принадлежали Конецпольским, позже – Рокицким. О тогдашней церковной жизни рассказывает иерей Ростислав Бондаренко, настоятель храма Преображения Господня в Сельце:
– До 1708 года жители Глухович являлись прихожанами брагинской Николаевской церкви. А затем село по инициативе его владельца – помещика Аскерко стало относиться к приходу храма в Губоревичах (ныне – деревня Хойникского района), с которого был снят статус приписного.
В 1720 годах, уже при помещике Шукште, в Глуховичах начинают строить униатскую церковь в честь Архангела Михаила на месте стоящей там православной каплицы. Но под последней следует понимать не часовню, а приписной храм. Когда он там появился, к сожалению, неизвестно. В архивных источниках только указано: строили Шукшты.
Настоятелем туда был назначен Яков Бернадский, но почему-то строительство застопорилось. Завершили его и освятили церковь только 1 февраля 1743 года (по старому стилю).
Согласно генеральной визитации церквей Брагинского деканата, датируемой тем же 1743 годом, храм построен «из соснового дерева с тремя куполами стараниями сельчан» и при содействии Бенедикта Рожанского, приора мужского монастыря цистерцианцев. А освящён «его милостью отцом Антонием Подгурским».
Из церковной утвари перечислены оловянные ларец для хранения Святых Даров и сосуд для святого елея, два потира и столько же полотняных риз, кадильниц, оловянных крестов и др. Из книг – виленский Служебник, уневский Требник, московский Шестоднев, черниговский Псалтырь, могилёвский малый Часослов.
В храме был один главный алтарь. Иконостас – новый расписной, местных икон – четыре.
Рядом с церковью располагалось огороженное кладбище и колокольня с тремя колоколами.
В приходе насчитывалось 110 дворов, к исповеди допускалось около 450 душ. Возглавлял его преподобный отец Пётр Война.
Дом священника и огород располагались на церковной земле. Поля для вспашки были выделены из земель, принадлежащих Свято-Николаевскому брагинскому приходу.
По данным на 1752 год, к глуховичскому приходу относились 114 дворов, в том числе 18 – в Хотуче, 8 – в Пучине и 4 – в Козелужцах. К исповеди было допущено около 600 человек. В Хотуче, к слову, по сведениям на 1789 год, которые содержатся в табелях Чернобыльского деканата, существовала приписная церковь во имя Иосафата Кунцевича.
В результате второго раздела Речи Посполитой (1793) Глуховичи отошли к Российской империи. В 1795 году село, будучи владением помещиков Рокицких, насчитывало 83 двора с 492 жителями. И именно тогда Михайловская церковь вернулась в православие.


– К 1830-му году храм пришёл в ветхое состояние. Было принято решение возводить новый, чем занялся граф Михаил Рокицкий. Завершили строительство и освятили церковь в 1843 году. То есть через 100 лет после предыдущей, – рассказывает отец Ростислав.
Кстати, в дневнике архиепископа Минского и Бобруйского Михаила Голубовича есть запись о его встрече с Рокицким 19 сентября 1860 года. Тогда преосвященный «раніцой ад’ехаў у Брагін. Ракіцкі вадзіў мяне па цэрквах, а я зацягнуў яго, неахвочага, да дабрачыннага Айца. Намагаўся памірыць іх. Заўважыў, што Ярэміч і жонка дужа катэгарычныя і непрыхільныя да Ракіцкага. Выступілі з папрокамі. Нягле-дзячы на гэта, граф абяцаў скончыць вясною дом і здаць ссыпку. Па абедзе з Ракіцкім паехаў у Глухавічы. Ён паказаў мне тры карціны, набытыя ў Варшаве, а калі я пахваліў «Татараў», дык прасіў, каб гэтую карціну прыняў на памяць. Тут таксама былі Аскерка і валынскі Прозар. З жонкай мяне не пазнаёміў – нібыта хворая, у ложку. Сапраўды, у яе быў павятовы лекар Філіповіч». Это выдержка из издания белорусского литературоведа, археографа, писателя Иосифа Янушкевича «Дыярыюш з XIX ст.: дзённікі Міхала Галубовіча як гістарычная крыніца».
Согласно сохранившемуся описанию храма, построенного стараниями графа Рокицкого, здание было деревянное, устроено продолговатым прямоугольником с одним открытым куполом на середине и колокольней во фронте. Кровля – железная, окна расположены в два ряда, если считать купол. Дверей насчитывалось двое. Внутренняя площадь – около 45 квадратных саженей. Потолок вне купола был подшит тесом и подбит холстом. Купол поддерживался четырьмя столбами. Пол – деревянный. К отоплению здание не было приспособлено.
Имелся дощатый, старого устройства иконостас, покрашенный в зелёный цвет, с золочёными рамами, который состоял из шести икон. К ценным из утвари относился только один серебряный прибор литургических сосудов. Два Евангелия были в сплошных металлических окладах. В церковном архиве метрические книги хранились с 1752 года. Колоколов насчитывалось пять: в 14, 3, 2, 1 и 0,5 пуда.
В середине ХIХ века в состав прихода, кроме Глухович, входили Козелужцы, Ясменцы, Ильичи и Хотуча, чуть позже добавились Нудичи. Он владел 40 десятинами пахотной и 20 – сенокосной земли.

В Глуховичах на 1913 год действовала церковно-приходская школа, где обучались 65 мальчиков и 7 девочек.
Из настоятелей известны также Иоанн Войно, Василий Гункевич, Пётр Козляковский, Василий Абрамович, Антоний Малишевский, Михаил Воеводский, Пётр Путято и др.


– Простоял храм до 1918 или 1919 года. В результате пожара, который произошёл в Великий четверг, он сгорел. Для богослужений после этого приспособили здание церковно-приходской школы. А позже построили новую церковь, которая просуществовала до 1930-х годов, пока её не разобрали и не перевезли в д. Рудаков под клуб, – отмечает иерей.


Вместе с отцом Ростиславом на месте, где раньше стояла церковь, побывали 21 ноября главный специалист главного управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС облисполкома Александр Колесан, начальник отдела организационно-кадровой работы райисполкома Валентин Хмеленок и сотрудники милиции. День был выбран не случайный – накануне православного праздника, посвящённого всем ангелам во главе с Архистратигом Михаилом, в честь которого и строился храм.
Таким же составом остановились в Глуховичах и у братской могилы советским воинам, памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной. На месте последнего, как рассказал отец Ростислав, раньше стояла каплица, где совершались богослужения, пока строился храм, и в период войны. Настоятелем тогда, в суровые сороковые, был Александр Петренко. В мирное время он возглавил остроглядовский приход, а в 60-е годы отошёл ко Господу и был похоронен в Глуховичах.
В ныне выселенной деревне с богатой историей звучал молебен Святым Архангелам…



Валентина БЕЛЬЧЕНКО

Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok, Instagram, VK, Одноклассники, Telegram, Facebook.
